Что такое молитва по музыке сообщение

Молитва в музыке это

Что такое молитва по музыке сообщение

Новая статья: молитва в музыке это на сайте святая-молитва.рф – во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось нам найти.

Тип урока: Углубление в тему.

Цели:

  • Сформировать представление о молитве как жанре произведения искусства, конкретно музыки.
  • Сформировать понимание “интонационного словаря”, определяющего специфику жанра духовной музыки.
  • Вызвать эмоциональный отклик на музыкальные произведения, звучащие на уроке.
  • Пробудить интерес к русскому искусству, раскрыть высокий духовный смысл.

Задачи:

  • Укреплять в сознании ребят понимание того, что музыкальный образ – это воплощённая в музыке жизнь, какая- то её частица.
  • Развивать восприятие музыкального образа молитвы как образа Бога, гармонии, любви, добра.
  • Учить анализировать муз. Сочинения на основе жанровых признаков.
  • Знакомить с творчеством Ф.Шуберта, П.Чеснокова, Б.Окуджавы и др.
  • Прививать бережное отношение к музыкальному, художественному и поэтическому наследию русского народа.

Музыкальный материал:

  • “Мати Божия” П.Чеснокова.
  • “Отче наш” Н.Кедрова-отца
  • “Аве Мария” Ф.Шуберта
  • “Молитва Франсуа Вийона” Б.Окуджавы
  • “Белоснежные церкви” современная песня.

Оборудование: репродукции картин “Купола и ласточки” К.Ф Юона, “Троица ветхозаветная” А.Рублёва, образы Богоматери, фотографии храма, портреты композиторов, музыкальный центр, диски с музыкой. Мультимедийный проектор для показа презентации в конце урока.

На доске музыкальные слова: ГАРМОНИЯ, A,CAPELLA, МНОГОГОЛОСИЕ.

– Здравствуйте, ребята! Сейчас я попрошу вас сосредоточиться и послушать музыку.

– Куда перенесла вас она? (звучит “Мати Божия”)-2мин.

– Эта музыка исполняется в церкви, какой? (православной) или в концертном зале.

– Как такая музыка называется? (церковная, духовная)

А почему духовная? (Ответы детей).

– Прозвучало музыкальное произведение, написанное в жанре молитвы. На прошлом уроке мы знакомились с композицией, обращённой к Богородице и эта молитва называется “Мати Божия”.

– Сегодня мы рассмотрим молитву – как жанр произведения искусства. Кто был автором молитв? С какими образами связана духовная музыка в нашем представлении?

Сообщение темы (“Послания молитвы”)

– А что такое молитва? (Ответы детей)

Эпиграфом нашего урока будут слова, написанные одиннадцатилетним П.И.Чайковским.

Когда молюсь от сердца,

Господь мою молитву слышит.

Молитва наша есть сестра.

Она как свет нам душу освещает.

– И я хочу, чтобы вы почувствовали, увидели свет Христовой веры.

– В православном храме очень часто звучит одна из главных молитв “Отче наш” и сейчас мы послушаем её. Обратите внимание на характер мелодии. Особенности её исполнения, строя, фактуры. Близка ли она к народным песням?

(Ответы детей – Она звучит сдержанно, стройно, плавно. Много распевов. Исполняется мужским хором, без сопровождения, многоголосно)

– А можно сказать, что она звучит благозвучно? – Да.

– Одно из главных понятий музыкального искусства – ГАРМОНИЯ – означает порядок в царстве звуков, стройность аккордов, ладов.

Оно означает БЛАГОЗВУЧИЕ.

– Был здесь порядок? Да.

(Вспоминаем типы изложения музыкального произведения- здесь -полифонический.)

Ознакомление с новой информацией.

– Особая область музыки русской культуры родилась в православном храме и получила название богослужебное пение. Древнерусские знаменные распевы – основной вид этого пения, которые развивались с XI-поXVII век. Пение было одноголосным, распевы исполнялись мужским хором без сопровождения.

Для человека Древней Руси церковно- певческое искусство воплощало идеал красоты – духовной и эстетической. Церковная музыка не теряла связи с народной жизнью. Она не оставалась в стороне от главных событий человеческой жизни. Дарила людям утешение, очищение, ощущение благодати и любви к Богу и ближним.

Начиная с XVII века в храмах зазвучали многоголосные композиции.

– И наша молитва соединила черты древней молитвы и многоголосного пения. Исполняли её на церковно- славянском языке.

– Я задавала вам задание на дом, вспомнить стихотворение из духовной литературы.

(Проверка домашнего задания. Дети читают стихи и молитвы.)

– Молодцы! Многие русские люди, в том числе поэты, писатели были глубоко верующими людьми. Вера влияла на их творчество, на отношение к людям и жизни.

– Когда вы читали и слушали молитвы, слово воздействовало на нас? – Да.

– А как это воздействие усилить многократно?- Положить на музыку.

– Сейчас я раздам текст ещё одной молитвы “Аве Мария”, написанной Ф.Шубертом.

“Аве Мария” – одна из основных молитв католической церкви, обращённой к Богоматери.

Эта молитва в переводе А.Плещеева. (Прочитайте её).

– Трогают нас слова? Да.

– Давайте теперь послушаем воздействие её с музыкой (Слушаем фрагмент “Аве Мария” висполнении женского голоса). Приложение 1.

– А мы сможем так исполнить? – Нет. – Но мы можем прикоснуться и исполнить её. Чтобы получилось, давайте заострим внимание на фрагментах.

(Вокально- хоровая работа над песней). Исполняем с аккомпанементом- начало все вместе. Середину- с группой девочек и окончание- все вместе(для удобства исполнения – транспонировала в соль мажор).

– Исполним так, чтобы почувствовать красоту музыки, слиться с ней душой и мыслями.

Развитие жанра молитвы происходит на протяжении столетий. В соединении с высокой верой рождались лучшие страницы творчества у И.С.Баха, П.И.Чайковского, Д.Бортнянского, С.В.Рахманинова и многих других композиторов.

Оперные арии, пьесы, хоровые концерты, просто песни. В музыке этих произведений мы слышим молитву.

Ещё один пример молитвы, которая была написана уже ближе к нашему времени. В 50- 60 годах XX века в нашей стране расцвела авторская песня под гитару. Булат Окуджава был её одним из ярких представителей.

– Он написал “Молитву Франсуа Вийона”. Послушайте её. Какая это молитва? Обратите внимание на текст.

(“Звучит “Молитва Франсуа Вийона в исполнении Ж. Бичевской). Приложение 2.

– Это просительная молитва. От имени Вийона он просит за всех и для всех, и как бы шёпотом, с надеждой повторяет “И не забудь про меня”

– Текст в молитвах является главным содержанием. Но и музыка с голосом усиливает воздействие.

(Разучивание 1 куплета).

“Песня” – говорил Булат Окуджава, – исповедь автора, разговор по душам со слушателем. И потому для меня авторская песня – это, прежде всего, стихи.”

– На следующем уроке мы продолжим работу над песней.

[attention type=red]
ИТОГ: – Сегодня прозвучало много разной духовной музыки. Произведения исполнялись хором и просто одним человеком.
[/attention]

– Скажите, с какими образами связана в вашем представлении духовная музыка, молитва?

(С образами Бога, света, добра, гармонии.)

– На что способна такая музыка?

В заключение: Молитва нужна человеку так же, как и вода. Без воды нет жизни физической, а без молитвы нет жизни духовной.

– И сейчас поразмышляйте над информацией, которую получите. Учёные рассмотрели молекулу воды, её структуру в разных местах и в разные моменты жизни, в том числе воздействие молитвы на неё. И обнаружили.

(Звучит песня “Белоснежные церкви” и показывается презентация

– Наш организм состоит из 80% воды. Молитва оказывает исцеляющее воздействие на все функции организма.(Вывод делают сами ученики).

– И закончить я хочу словами А.П.Чехова

“Человек должен быть верующим или

Должен искать веры.

Иначе жизнь его пуста. ”

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

Гдз “музыка” рабочая тетрадь 2 класс критская, сергеева, шмагина. ответы на задания

Ответы к рабочей тетради по музыке за 2 класс по программе “Перспективная начальная школа”, авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Решебник проверен и одобрен учителем музыки. Задания, в общем то, не сложные, но есть такие, ответ на которые нужно еще поискать.

Но мы уже все за вас поискали и проверили, пользуйтесь.

Будем рады, если ответ вам пригодятся для быстрого выполнения домашнего задания и вы не будете сидеть до ночи в поисках решения заданий из рабочей тетради, а вместо этого просто спишите ответ и все остальное время займетесь прослушиванием вашей любимой музыки.

Подробные ответы для тех, кто не разобрал почерк в гдз

С.4. О нашей Родине композиторы сочинили много песен. Но есть одна – самая главная – это ГИМН.

Какие чувства к Родине выражены в тексте гимна?

Храбрость, сила, любовь, великая воля, мудрость.

Страница 5. Как ты будешь исполнять песни о Родине? “Моя Россия”

Величественно, торжественно, с любовью.

“Здравствуй, Родина моя”

Ласково, светло, нежно, напевно.

Величественно, с любовью.

Страница 6. Подпиши названия нот.

ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ

Страница 9. Какую из этих мелодий написал Модест Петрович Мусоргский? Напиши название этого сочинения.

Ответ: 2. Рассвет на Москве-реке.

С. 10. Музыкальные инструменты:

ПИАНИНО КЛАВЕСИН РОЯЛЬ

С. 12. Сосчитай и запиши, сколько тактов в этом музыкальном примере (дождик дождик пуще).

Страница 13. Определи размер такта в песенке о жуке. Напиши его после скрипичного ключа. (жук жук, где твой дом?).

С. 15. Какие марши ты вспоминаешь, глядя на эти рисунки?

Ответ: марш “Цирк” Дунаевский, “Марш деревянных солдатиков” Чайковский.

С. 17. Чем отличается молитва от песни?

Молитву можно читать, а песню поют. Обращение к богу – молитва, а песня для людей.

С. 29. Каким словом музыканты обозначают изменеие настроения, чувств, окраски звучания?

Спой по нотам мелодию М.Мусоргского “Рассвет на Мосве-реке”. В каком ладу – в мажоре или в миноре – она звучит?

Страница 31. С музыкой каких композиторов ты познакомился на уроках?

Прокофьев, Мусоргский, Чайковский.

Запиши названия полюбившихся тебе музыкальных произведений этих композиторов.

Золушка, рассвет на Москве-реке.

Напиши, какие их перечисленных произведений звучат: в музыкальном театре балет, опера, кантанта

в концертном заде симфония, увертюра, кантанта

Источник: https://xn----7sbbfc9auhszmg5nc.xn--p1ai/molitva-v-muzyke-eto/

Молитва в музыке 7 класс

Что такое молитва по музыке сообщение

Данная статья содержит: молитва в музыке 7 класс – информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Тип урока: Углубление в тему.

Цели:

  • Сформировать представление о молитве как жанре произведения искусства, конкретно музыки.
  • Сформировать понимание “интонационного словаря”, определяющего специфику жанра духовной музыки.
  • Вызвать эмоциональный отклик на музыкальные произведения, звучащие на уроке.
  • Пробудить интерес к русскому искусству, раскрыть высокий духовный смысл.

Задачи:

  • Укреплять в сознании ребят понимание того, что музыкальный образ – это воплощённая в музыке жизнь, какая- то её частица.
  • Развивать восприятие музыкального образа молитвы как образа Бога, гармонии, любви, добра.
  • Учить анализировать муз. Сочинения на основе жанровых признаков.
  • Знакомить с творчеством Ф.Шуберта, П.Чеснокова, Б.Окуджавы и др.
  • Прививать бережное отношение к музыкальному, художественному и поэтическому наследию русского народа.

Музыкальный материал:

  • “Мати Божия” П.Чеснокова.
  • “Отче наш” Н.Кедрова-отца
  • “Аве Мария” Ф.Шуберта
  • “Молитва Франсуа Вийона” Б.Окуджавы
  • “Белоснежные церкви” современная песня.

Оборудование: репродукции картин “Купола и ласточки” К.Ф Юона, “Троица ветхозаветная” А.Рублёва, образы Богоматери, фотографии храма, портреты композиторов, музыкальный центр, диски с музыкой. Мультимедийный проектор для показа презентации в конце урока.

На доске музыкальные слова: ГАРМОНИЯ, A,CAPELLA, МНОГОГОЛОСИЕ.

– Здравствуйте, ребята! Сейчас я попрошу вас сосредоточиться и послушать музыку.

– Куда перенесла вас она? (звучит “Мати Божия”)-2мин.

– Эта музыка исполняется в церкви, какой? (православной) или в концертном зале.

– Как такая музыка называется? (церковная, духовная)

А почему духовная? (Ответы детей).

– Прозвучало музыкальное произведение, написанное в жанре молитвы. На прошлом уроке мы знакомились с композицией, обращённой к Богородице и эта молитва называется “Мати Божия”.

– Сегодня мы рассмотрим молитву – как жанр произведения искусства. Кто был автором молитв? С какими образами связана духовная музыка в нашем представлении?

Сообщение темы (“Послания молитвы”)

– А что такое молитва? (Ответы детей)

Эпиграфом нашего урока будут слова, написанные одиннадцатилетним П.И.Чайковским.

Когда молюсь от сердца,

Господь мою молитву слышит.

Молитва наша есть сестра.

Она как свет нам душу освещает.

– И я хочу, чтобы вы почувствовали, увидели свет Христовой веры.

– В православном храме очень часто звучит одна из главных молитв “Отче наш” и сейчас мы послушаем её. Обратите внимание на характер мелодии. Особенности её исполнения, строя, фактуры. Близка ли она к народным песням?

(Ответы детей – Она звучит сдержанно, стройно, плавно. Много распевов. Исполняется мужским хором, без сопровождения, многоголосно)

– А можно сказать, что она звучит благозвучно? – Да.

– Одно из главных понятий музыкального искусства – ГАРМОНИЯ – означает порядок в царстве звуков, стройность аккордов, ладов.

Оно означает БЛАГОЗВУЧИЕ.

– Был здесь порядок? Да.

(Вспоминаем типы изложения музыкального произведения- здесь -полифонический.)

Ознакомление с новой информацией.

– Особая область музыки русской культуры родилась в православном храме и получила название богослужебное пение. Древнерусские знаменные распевы – основной вид этого пения, которые развивались с XI-поXVII век. Пение было одноголосным, распевы исполнялись мужским хором без сопровождения.

Для человека Древней Руси церковно- певческое искусство воплощало идеал красоты – духовной и эстетической. Церковная музыка не теряла связи с народной жизнью. Она не оставалась в стороне от главных событий человеческой жизни. Дарила людям утешение, очищение, ощущение благодати и любви к Богу и ближним.

Начиная с XVII века в храмах зазвучали многоголосные композиции.

– И наша молитва соединила черты древней молитвы и многоголосного пения. Исполняли её на церковно- славянском языке.

– Я задавала вам задание на дом, вспомнить стихотворение из духовной литературы.

(Проверка домашнего задания. Дети читают стихи и молитвы.)

– Молодцы! Многие русские люди, в том числе поэты, писатели были глубоко верующими людьми. Вера влияла на их творчество, на отношение к людям и жизни.

– Когда вы читали и слушали молитвы, слово воздействовало на нас? – Да.

– А как это воздействие усилить многократно?- Положить на музыку.

– Сейчас я раздам текст ещё одной молитвы “Аве Мария”, написанной Ф.Шубертом.

“Аве Мария” – одна из основных молитв католической церкви, обращённой к Богоматери.

Эта молитва в переводе А.Плещеева. (Прочитайте её).

– Трогают нас слова? Да.

– Давайте теперь послушаем воздействие её с музыкой (Слушаем фрагмент “Аве Мария” висполнении женского голоса). Приложение 1.

– А мы сможем так исполнить? – Нет. – Но мы можем прикоснуться и исполнить её. Чтобы получилось, давайте заострим внимание на фрагментах.

(Вокально- хоровая работа над песней). Исполняем с аккомпанементом- начало все вместе. Середину- с группой девочек и окончание- все вместе(для удобства исполнения – транспонировала в соль мажор).

– Исполним так, чтобы почувствовать красоту музыки, слиться с ней душой и мыслями.

Развитие жанра молитвы происходит на протяжении столетий. В соединении с высокой верой рождались лучшие страницы творчества у И.С.Баха, П.И.Чайковского, Д.Бортнянского, С.В.Рахманинова и многих других композиторов.

Оперные арии, пьесы, хоровые концерты, просто песни. В музыке этих произведений мы слышим молитву.

Ещё один пример молитвы, которая была написана уже ближе к нашему времени. В 50- 60 годах XX века в нашей стране расцвела авторская песня под гитару. Булат Окуджава был её одним из ярких представителей.

– Он написал “Молитву Франсуа Вийона”. Послушайте её. Какая это молитва? Обратите внимание на текст.

(“Звучит “Молитва Франсуа Вийона в исполнении Ж. Бичевской). Приложение 2.

– Это просительная молитва. От имени Вийона он просит за всех и для всех, и как бы шёпотом, с надеждой повторяет “И не забудь про меня”

– Текст в молитвах является главным содержанием. Но и музыка с голосом усиливает воздействие.

(Разучивание 1 куплета).

“Песня” – говорил Булат Окуджава, – исповедь автора, разговор по душам со слушателем. И потому для меня авторская песня – это, прежде всего, стихи.”

– На следующем уроке мы продолжим работу над песней.

[attention type=red]
ИТОГ: – Сегодня прозвучало много разной духовной музыки. Произведения исполнялись хором и просто одним человеком.
[/attention]

– Скажите, с какими образами связана в вашем представлении духовная музыка, молитва?

(С образами Бога, света, добра, гармонии.)

– На что способна такая музыка?

В заключение: Молитва нужна человеку так же, как и вода. Без воды нет жизни физической, а без молитвы нет жизни духовной.

– И сейчас поразмышляйте над информацией, которую получите. Учёные рассмотрели молекулу воды, её структуру в разных местах и в разные моменты жизни, в том числе воздействие молитвы на неё. И обнаружили.

(Звучит песня “Белоснежные церкви” и показывается презентация

– Наш организм состоит из 80% воды. Молитва оказывает исцеляющее воздействие на все функции организма.(Вывод делают сами ученики).

– И закончить я хочу словами А.П.Чехова

“Человек должен быть верующим или

Должен искать веры.

Иначе жизнь его пуста. ”

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

Урок 13 молитва в творчестве русских композиторов

МОЛИТВА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ.

2. Звучит фрагмент «Вечерней музыки» В.Гаврилина(1-2-9)

-Давайте сравним две молитвы. Что роднит их и что отличает друг от друга?

Роднит: Общий эмоциональный настрой и тембр голоса(бас).

Отличает: 1) В Арии Сусанина преобладает песенная основа, оркестровое сопровождение досказывает мысли героя, трехчастная форма.

3. –Послушаем ещё одну молитву, но это уже песня-молитва. Она называется «В минуту скорбную сию». Автор – Иеромонах Роман, который поёт свои стихи и молитвы под гитару.

-Откройте тетрадь на странице 28-29. Текст поможет вам при слушании.

-Это «покаянная» или «просительная» молитва?

ПЕНИЕ (слова на стр.28 в тетради).

Давайте подведём итог урока:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа №45

Цель урока: выявление глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством и осмысление информационно-жанрового богатства народной.

Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки для 7 класса. «Героико – патриотическая тема в произведениях художников.

Знать о роли фантазии в творчестве художника, о травах из русских волшебных сказок, об основных элементах хохломской росписи (травка.

Через анализ стихотворений открыть новые черты в характере М. Ю. Лермонтова – поэта и человека

Цель урока: Формировать у учащихся эмоциональное отношение к музыкальному образу; показать целостность выражения музыкальной мысли;.

Методические рекомендации. Данный урок может быть представлен учащимся 5-7 классов

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная.

Конспект урока по музыке в 7 классе по теме “Сюжеты и образы духовной музыки”

Московские документы для аттестации!

124 курса профессиональной переподготовки от 4 795 руб.

274 курса повышения квалификации от 1 225 руб.

Вы получите официальный Диплом или Удостоверение установленного образца в соответствии с требованиями государства (образовательная Лицензия № 038767 выдана ООО “Столичный учебный центр” Департаментом образования города МОСКВА).

ДИПЛОМ от Столичного учебного центра: KURSY.ORG

Скачать материал целиком можно бесплатно по ссылке внизу страницы.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №7»

г. Подольск Московская область

Конспект урока по музыке для 7 класса

«Сюжеты и образы духовной музыки»

Составила учитель музыки

Сюжеты и образы духовной музыки.

Цели урока: раскрыть сущность светской и духовной музыки; закрепить знания и понимание особенности музыки Баха;

сопоставить образы« Высокой мессы» Баха и образы «Всенощного бдения» С. В. Рахманинова.

Подвести учащихся к мысли о духовном совершенствовании через духовные музыкальные образы.

Обобщить знания о музыке И. С. Баха;

продолжить развивать слушательский опыт семиклассников, связанный с образами духовной музыки;

Познакомиться с «Всенощной» С. В. Рахманинова, с образом «Заутрени»;

Сопоставить произведений Баха и Рахманинова.

Учитель Тема сегодняшнего урока «Сюжеты и образы духовной музыки».

«Каждый человек,- писал священник Александр Мень,- даже если он не знает о Боге или отрицает Его – в глубине Души тянется к чему-то прекрасному, совершенному, что даёт смысл жизни, перед, чем можно преклоняться.

Как свойственно людям дышать, мыслить, чувствовать, так свойственно им и верить в идеал. Убеждение в том, что есть нечто высшее, даёт нам силы существовать».

Слушаем 1 часть мессы « Kyrie , eleison » (Господи, помилуй) и анализируем прослушанное:

Какие оттенки человеческих чувств выражены в этой части мессы? Почему?

Какие знакомые вам приёмы музыкального развития использует композитор?

В каком жанре написана месса?

Учитель: Месса-это многочастное вокально-инструментальное произведение, написанное на текст Богослужения.

Слушаем №4 – « Gloria in excelsis Deo » (Слава в Вышних Богу)

Какие оттенки человеческих чувств выражены в этой части мессы?

Как музыка передаёт эти чувства?

Какие средства выразительности создают этот образ?

Дети говорят: Начало торжествующее и блестящее. Лёгкое и чёткое вступление труб, начинающих движение. Радость переходит в ликование, когда к оркестру присоединяется хор. Голоса переплетаются и создают особенный колорит праздника. Звучание мажорное.

Учитель: В чём драматургия развития идеи мессы?

Композитор показывает образную разность разных частей,

В этом заключается развитие образов, которое идёт от страдания к радости, от смерти к жизни.

2) В сопоставлении даётся музыка из «Всенощного бдения» С. В. Рахманинова.

Учитель: Как вы думаете, эту музыку написал Бах?

(Звучит» Богородице, Дево, радуйся» из «Всенощной».)

Анализируем произведение. Эта музыка проникнута лирическим настроением и тихой молитвой.

Учитель: Написал её С.В. Рахманинов и это часть из «Всенощной»

Что происходит в Душе слушающего её человека?

Дети: она ощущает умиротворение, покой. Безмятежность.

Учитель: к кому в ней обращается человек?

Дети: к Богородице.

Учитель: Богослужение православной церкви совершается вечером в канун праздника. Состоит из двух частей: «Вечерни» и «Утрени». По правилам музыкальной драматургии развитие происходит, если есть в произведении контраст, т.е. сопоставление. Назовите:

Очень низкие цены на курсы переподготовки от Московского учебного центра для педагогов

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 65% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

К учебнику: Музыка. 7 класс. Учебник. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. М.: 2011. — 158 с.

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Источник: https://xn----9sbewbkihfjfskz.xn--p1ai/molitva-v-muzyke-7-klass/

Молитва

Что такое молитва по музыке сообщение

    Введение

  • 1 Формы
  • 2 Молитва в языческих культах
  • 3 Молитва в христианстве
  • 4 Молитва в исламе
  • 5 Молитва в иудаизме
  • 6 Молитва в индуизме и буддизме
  • 7 О молитве в художественных произведениях
  • Примечания
    Источники

Молящаяся Мария Магдалина Ари Шеффер (1795-1858).

Моли́тва — обращение верующего к Богу, богам, другим сверхъестественным или ассоциированным с Богом существам, а также канонизированный текст этого обращения.

Молитва часто принимает вид поклонения, восхваления, просьбы или просто изложения своих мыслей. Молитва также часто принимает формы обряда.

1. Формы

Молитва

В авраамических религиях молитва подразумевает словесное содержание, однако зачастую сопровождается нормированными движениями, как то коленопреклонения, поклоны, крестные знамения, раскачивание (иудаизм) и т. п.

Определение молитвы как обращения, связывающего верующего с божеством предполагает определенную дистанцию между ними.

С этой точки зрения медитативные практики не являются молитвами; однако некоторые молитвенные традиции и техники («умная молитва», визионерство, «мистицизм сердца» и пр.

) дают представление о молитве как состоянии или преддверии определенного состояния. Таким образом различие между молитвой и медитацией является объектом споров.

Динамический элемент молитвы сближает ее с танцем, имеющим ритуальную, выразительную и др. функции. Так, очень трудно провести грань между танцем, молитвой и медитацией в суфийской практике Сама.

Сопровождение молитвы возжиганием свечей и благовоний, омовениями, переодеваниями, координацией по сторонам света, времени суток и др. превращает ее в сложный семиотический текст, объединяющий личную и коллективную психологии, традиции и воззрения.

2. Молитва в языческих культах

У древних греков и римлян молитвы играли весьма важную роль при всех выдающихся событиях частной и общественной жизни; пренебрежение к ним грозило гневом богов. На отдельные случаи (рождение, бракосочетание, испрошение урожая и т. п.

) установлены были особые формулы молитвы, которые при общественных богослужениях произносились жрецами или магистратами. Молитвам приписывалась чудодейственная сила; обмолвки и запинки считались дурным предзнаменованием. Значение имели и внешние обряды, сопровождавшие молитву; к ней приступали, умыв предварительно руки.

Во время молитвы древние воздевали руки к небу. Греки молились с непокрытою головою, римляне (и иудеи) — с покрытою.

3. Молитва в христианстве

Св. Антоний Падуанский молится. Картина Сурбарана

Иисус Христос, придя в мир, осудил как лицемерие молящихся напоказ, так и многословие в молитве, уподобив подобную молитву языческой.

В связи с этим он установил правила моления, предусматривающие немногословность молящегося (так как Господь заранее знает, о чём Его попросят) и сокрытие процесса моления от посторонних глаз, так как молящийся на публику уже получает свою награду на земле и Господь его прошения слушать не будет (Мф. 6:5-8).

Вместе с тем, он преподал «совершеннейшую из всех христианских молитв» (Отче наш). Другой образец молитвы, встречающийся в Евангелии — это Молитва мытаря (Лк. 18:13), переданная Иисусом Христом в притче о кающемся грешнике.

Как своим примером, так и в своих поучениях, Иисус Христос постоянно указывал на спасительное значение молитвы: «Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время (Страшного Суда).» (Мк. 13:33), «итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь» (Лк. 21:36).

Сам Христос показал пример горячей молитвы во время моления о «чаше» в Гефсиманском саду. На основании учения Христа и апостолов древняя церковь постепенно выработала единообразные правила (нормы), определяющие порядок совершения молитв как в общественном богослужении, так и в домашнем молитвословии. От иудеев перешёл обычай молиться стоя (Мк. 11:25). Также от иудеев заимствовано было и коленопреклонение и распростертие ничком (только во время уединённой келейной молитвы).

В древней церкви существовал обычай воздеяния рук во время богослужения, в подражание Моисею, молившемуся при сражении между иудеями и амаликитянами с воздетыми к небу руками; ныне это действие совершает только священник во время литургии. В общинах христиан, обратившихся из язычества, весьма рано утвердился греческий обычай молиться с непокрытой головою; но для женщин установлено было противоположное правило (1Кор. 11:4).

Сообразно заповеди Христа о непрестанной молитве христиане молились во все времена суток, а так как римляне и за ними иудеи делили день и ночь на 12 равных частей и дневные часы делили на 4 части: 1-й (соответствует 7 часам утра), 3-й, 6-й и 9-й час, и ночные также на 4 части, то в христианской церкви, сверх литургии, издревле установлены 8 ежедневных служб: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1, 3, 6 и 9 часы с междучасиями. В древние времена службы эти совершались отдельно одна от другой, так что верующие, особенно в монастырях, собирались на молитву по 8 раз в день. С течением времени церковь ввиду занятий христиан в частной и общественной жизни начала совершать эти службы большею частью три раза в течение суток: утром (полуночницу, утреню и последование первого часа), перед полуднем (последование 3-го и 6-го часа и божественную литургию) и вечером (последование 9-го часа, вечерню и повечерие).

Различают молитву, совершаемую без слов и других внешних знаков — одним умом и сердцем (молитва внутренняя, духовная, сердечная), и молитву, которая произносится словами и сопровождается разными знаками благоговения (молитва внешняя, наружная). По содержанию своему молитва распадаются на славословия, прошения и благодарения; есть ещё молитва ходатайственная за других. В отношении формы молитвы распадаются на три главные группы: ектении, псалмы и песнопения.

4. Молитва в исламе

Обычно русским словом «молитва» переводят два исламских богослужения, обозначающихся разными арабскими словами: 1. Дуа, то есть молитва-просьба, обращенная к Аллаху. 2. Салят (на персидском и тюркских языках — намаз), то есть ритуальная молитва, состоящая из определенных действий.

У мусульман молитва считается делом особенно благочестивым и является одним из столпов ислама:

Ислам основывается на пяти столпах: свидетельстве о том, что нет бога кроме Аллаха, и что Мухаммед — его посланник, совершении молитвы, выплате закята, совершении хаджа и соблюдении поста в месяц Рамадан

Пророк Мухаммед сказал:

Совершайте молитву так, как вы видите, как я её совершаю.

Отсюда следует, что Мухаммед, посланник Аллаха в исламе, установил все обряды касающиеся молитвы. Мусульмане должны читать молитву в любом чистом месте, где его застанет время молитвы, но молитва совершенная в мечети имеет наибольшую ценность, за него молящийся получает больше награды от Бога.

Каждый мусульманин отвечает сам за свою молитву. Во время молитвы мусульмане обращаются лицом к Каабе (Мекке). Мусульманская молитва должна совершаться пять раз в день (перед восходом солнца, в полдень, во второй половине дня, после заката солнца и ночью).

В пятничный день каждому мусульманину, достигшему совершеннолетия, необходимо слушать проповедь в мечетях.

5. Молитва в иудаизме

В Ветхом Завете встречаются частые указания на факт совершения молитв (напр. Исаак молился о Ревекке), но точные формулы молитв установлены в нём лишь на случай представления десятины (Втор. 26:13-15).

Лишь в эпоху после вавилонского изгнания молитвы подверглись тщательной регламентации; ещё до н. э. установлены были часы для совершения молитв: третий, шестой и девятый часы дня.

Современные евреи молятся в эти же приблизительно часы, с покрытою головою. Утром на левую руку и на голову налагается тфилин, предпочтительно в собрании 10 совершеннолетних (после 13 лет), которое называется миньян. Мужчинами молитвы обыкновенно читаются на иврите и арамейском языке.

6. Молитва в индуизме и буддизме

Индусы считают свои молитвы по шарикам или кораллам, в чём усматривают прототип чёток, употребляемых мусульманами и христианами. Механическое отношение к молитве достигает крайних пределов у буддистов Ваджраяны, у которых существуют молитвенные машины, или мельницы, впервые появившиеся в Индии около 400 г. по Р. Хр.

Это — деревянные цилиндры, достигающие иногда громадных размеров, приводимые в движение вокруг своей оси руками или ветряными или водяными двигателями; на бумаге, обвитой вокруг цилиндра, много раз повторяется молитва ламаистов: ом-мани и т. д. (см. Ламаизм).

Одному обороту цилиндра вокруг своей оси приписывается та же сила, как и произнесению этой молитвы столько раз, сколько раз она отпечатана на цилиндре.

Одновременно с этим в ваджраянской традиции существует утверждение, что мантра или молитва, прочитанная с полной осознанностью, приносит больше пользы, чем «начитанная» миллионы раз.

Индуисты также используют ранголи (рисунок-молитву. Рисунок, в виде орнамента, рисуется на земле цветным минеральным порошком.

Подобной техникой пользуются и тибетские монахи для создания песочных мандал (мандала).

7. О молитве в художественных произведениях

Виктор Гюго в книге «Труженики моря» написал: «Молитва — могучая сила души, сила непостижимая. Молитва обращается к великодушию мрака; молитва взывает к тайне, сама подобная тайне, и мнится, что перед неотступной, неустанной мольбой не может устоять Неведомое.

Проблеск надежды — это утешение».

(Виктор Гюго, Собрание сочинений. М.1972, Т.8, стр.382)

Примечания

скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии. Синхронизация выполнена 09.07.11 15:00:42
Похожие рефераты: Разрешительная молитва, Молитва роллеров, Молитва верных, Амида (молитва), Молитва Господня, Поминальная молитва, Магриб (молитва), Исусова молитва, Салат (молитва).

Категории: Молитвы, Еврейская литургия, Христианские молитвы.

Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareA.

Источник: http://wreferat.baza-referat.ru/%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.