Что такое молитва по музыке сообщение
Молитва в музыке это
Новая статья: молитва в музыке это на сайте святая-молитва.рф – во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось нам найти.
Тип урока: Углубление в тему.
Цели:
- Сформировать представление о молитве как жанре произведения искусства, конкретно музыки.
- Сформировать понимание “интонационного словаря”, определяющего специфику жанра духовной музыки.
- Вызвать эмоциональный отклик на музыкальные произведения, звучащие на уроке.
- Пробудить интерес к русскому искусству, раскрыть высокий духовный смысл.
Задачи:
- Укреплять в сознании ребят понимание того, что музыкальный образ – это воплощённая в музыке жизнь, какая- то её частица.
- Развивать восприятие музыкального образа молитвы как образа Бога, гармонии, любви, добра.
- Учить анализировать муз. Сочинения на основе жанровых признаков.
- Знакомить с творчеством Ф.Шуберта, П.Чеснокова, Б.Окуджавы и др.
- Прививать бережное отношение к музыкальному, художественному и поэтическому наследию русского народа.
Музыкальный материал:
- “Мати Божия” П.Чеснокова.
- “Отче наш” Н.Кедрова-отца
- “Аве Мария” Ф.Шуберта
- “Молитва Франсуа Вийона” Б.Окуджавы
- “Белоснежные церкви” современная песня.
Оборудование: репродукции картин “Купола и ласточки” К.Ф Юона, “Троица ветхозаветная” А.Рублёва, образы Богоматери, фотографии храма, портреты композиторов, музыкальный центр, диски с музыкой. Мультимедийный проектор для показа презентации в конце урока.
На доске музыкальные слова: ГАРМОНИЯ, A,CAPELLA, МНОГОГОЛОСИЕ.
– Здравствуйте, ребята! Сейчас я попрошу вас сосредоточиться и послушать музыку.
– Куда перенесла вас она? (звучит “Мати Божия”)-2мин.
– Эта музыка исполняется в церкви, какой? (православной) или в концертном зале.
– Как такая музыка называется? (церковная, духовная)
А почему духовная? (Ответы детей).
– Прозвучало музыкальное произведение, написанное в жанре молитвы. На прошлом уроке мы знакомились с композицией, обращённой к Богородице и эта молитва называется “Мати Божия”.
– Сегодня мы рассмотрим молитву – как жанр произведения искусства. Кто был автором молитв? С какими образами связана духовная музыка в нашем представлении?
Сообщение темы (“Послания молитвы”)
– А что такое молитва? (Ответы детей)
– Эпиграфом нашего урока будут слова, написанные одиннадцатилетним П.И.Чайковским.
Когда молюсь от сердца,
Господь мою молитву слышит.
Молитва наша есть сестра.
Она как свет нам душу освещает.
– И я хочу, чтобы вы почувствовали, увидели свет Христовой веры.
– В православном храме очень часто звучит одна из главных молитв “Отче наш” и сейчас мы послушаем её. Обратите внимание на характер мелодии. Особенности её исполнения, строя, фактуры. Близка ли она к народным песням?
(Ответы детей – Она звучит сдержанно, стройно, плавно. Много распевов. Исполняется мужским хором, без сопровождения, многоголосно)
– А можно сказать, что она звучит благозвучно? – Да.
– Одно из главных понятий музыкального искусства – ГАРМОНИЯ – означает порядок в царстве звуков, стройность аккордов, ладов.
Оно означает БЛАГОЗВУЧИЕ.
– Был здесь порядок? Да.
(Вспоминаем типы изложения музыкального произведения- здесь -полифонический.)
Ознакомление с новой информацией.
– Особая область музыки русской культуры родилась в православном храме и получила название богослужебное пение. Древнерусские знаменные распевы – основной вид этого пения, которые развивались с XI-поXVII век. Пение было одноголосным, распевы исполнялись мужским хором без сопровождения.
Для человека Древней Руси церковно- певческое искусство воплощало идеал красоты – духовной и эстетической. Церковная музыка не теряла связи с народной жизнью. Она не оставалась в стороне от главных событий человеческой жизни. Дарила людям утешение, очищение, ощущение благодати и любви к Богу и ближним.
Начиная с XVII века в храмах зазвучали многоголосные композиции.
– И наша молитва соединила черты древней молитвы и многоголосного пения. Исполняли её на церковно- славянском языке.
– Я задавала вам задание на дом, вспомнить стихотворение из духовной литературы.
(Проверка домашнего задания. Дети читают стихи и молитвы.)
– Молодцы! Многие русские люди, в том числе поэты, писатели были глубоко верующими людьми. Вера влияла на их творчество, на отношение к людям и жизни.
– Когда вы читали и слушали молитвы, слово воздействовало на нас? – Да.
– А как это воздействие усилить многократно?- Положить на музыку.
– Сейчас я раздам текст ещё одной молитвы “Аве Мария”, написанной Ф.Шубертом.
“Аве Мария” – одна из основных молитв католической церкви, обращённой к Богоматери.
Эта молитва в переводе А.Плещеева. (Прочитайте её).
– Трогают нас слова? Да.
– Давайте теперь послушаем воздействие её с музыкой (Слушаем фрагмент “Аве Мария” висполнении женского голоса). Приложение 1.
– А мы сможем так исполнить? – Нет. – Но мы можем прикоснуться и исполнить её. Чтобы получилось, давайте заострим внимание на фрагментах.
(Вокально- хоровая работа над песней). Исполняем с аккомпанементом- начало все вместе. Середину- с группой девочек и окончание- все вместе(для удобства исполнения – транспонировала в соль мажор).
– Исполним так, чтобы почувствовать красоту музыки, слиться с ней душой и мыслями.
Развитие жанра молитвы происходит на протяжении столетий. В соединении с высокой верой рождались лучшие страницы творчества у И.С.Баха, П.И.Чайковского, Д.Бортнянского, С.В.Рахманинова и многих других композиторов.
Оперные арии, пьесы, хоровые концерты, просто песни. В музыке этих произведений мы слышим молитву.
Ещё один пример молитвы, которая была написана уже ближе к нашему времени. В 50- 60 годах XX века в нашей стране расцвела авторская песня под гитару. Булат Окуджава был её одним из ярких представителей.
– Он написал “Молитву Франсуа Вийона”. Послушайте её. Какая это молитва? Обратите внимание на текст.
(“Звучит “Молитва Франсуа Вийона в исполнении Ж. Бичевской). Приложение 2.
– Это просительная молитва. От имени Вийона он просит за всех и для всех, и как бы шёпотом, с надеждой повторяет “И не забудь про меня”
– Текст в молитвах является главным содержанием. Но и музыка с голосом усиливает воздействие.
(Разучивание 1 куплета).
“Песня” – говорил Булат Окуджава, – исповедь автора, разговор по душам со слушателем. И потому для меня авторская песня – это, прежде всего, стихи.”
– На следующем уроке мы продолжим работу над песней.
[attention type=red]ИТОГ: – Сегодня прозвучало много разной духовной музыки. Произведения исполнялись хором и просто одним человеком.
[/attention]
– Скажите, с какими образами связана в вашем представлении духовная музыка, молитва?
(С образами Бога, света, добра, гармонии.)
– На что способна такая музыка?
В заключение: Молитва нужна человеку так же, как и вода. Без воды нет жизни физической, а без молитвы нет жизни духовной.
– И сейчас поразмышляйте над информацией, которую получите. Учёные рассмотрели молекулу воды, её структуру в разных местах и в разные моменты жизни, в том числе воздействие молитвы на неё. И обнаружили.
(Звучит песня “Белоснежные церкви” и показывается презентация
– Наш организм состоит из 80% воды. Молитва оказывает исцеляющее воздействие на все функции организма.(Вывод делают сами ученики).
– И закончить я хочу словами А.П.Чехова
“Человек должен быть верующим или
Должен искать веры.
Иначе жизнь его пуста. ”
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.
Гдз “музыка” рабочая тетрадь 2 класс критская, сергеева, шмагина. ответы на задания
Ответы к рабочей тетради по музыке за 2 класс по программе “Перспективная начальная школа”, авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Решебник проверен и одобрен учителем музыки. Задания, в общем то, не сложные, но есть такие, ответ на которые нужно еще поискать.
Но мы уже все за вас поискали и проверили, пользуйтесь.
Будем рады, если ответ вам пригодятся для быстрого выполнения домашнего задания и вы не будете сидеть до ночи в поисках решения заданий из рабочей тетради, а вместо этого просто спишите ответ и все остальное время займетесь прослушиванием вашей любимой музыки.
Подробные ответы для тех, кто не разобрал почерк в гдз
С.4. О нашей Родине композиторы сочинили много песен. Но есть одна – самая главная – это ГИМН.
Какие чувства к Родине выражены в тексте гимна?
Храбрость, сила, любовь, великая воля, мудрость.
Страница 5. Как ты будешь исполнять песни о Родине? “Моя Россия”
Величественно, торжественно, с любовью.
“Здравствуй, Родина моя”
Ласково, светло, нежно, напевно.
Величественно, с любовью.
Страница 6. Подпиши названия нот.
ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ
Страница 9. Какую из этих мелодий написал Модест Петрович Мусоргский? Напиши название этого сочинения.
Ответ: 2. Рассвет на Москве-реке.
С. 10. Музыкальные инструменты:
ПИАНИНО КЛАВЕСИН РОЯЛЬ
С. 12. Сосчитай и запиши, сколько тактов в этом музыкальном примере (дождик дождик пуще).
Страница 13. Определи размер такта в песенке о жуке. Напиши его после скрипичного ключа. (жук жук, где твой дом?).
С. 15. Какие марши ты вспоминаешь, глядя на эти рисунки?
Ответ: марш “Цирк” Дунаевский, “Марш деревянных солдатиков” Чайковский.
С. 17. Чем отличается молитва от песни?
Молитву можно читать, а песню поют. Обращение к богу – молитва, а песня для людей.
С. 29. Каким словом музыканты обозначают изменеие настроения, чувств, окраски звучания?
Спой по нотам мелодию М.Мусоргского “Рассвет на Мосве-реке”. В каком ладу – в мажоре или в миноре – она звучит?
Страница 31. С музыкой каких композиторов ты познакомился на уроках?
Прокофьев, Мусоргский, Чайковский.
Запиши названия полюбившихся тебе музыкальных произведений этих композиторов.
Золушка, рассвет на Москве-реке.
Напиши, какие их перечисленных произведений звучат: в музыкальном театре балет, опера, кантанта
в концертном заде симфония, увертюра, кантанта
Источник: https://xn----7sbbfc9auhszmg5nc.xn--p1ai/molitva-v-muzyke-eto/
Молитва в музыке 7 класс
Данная статья содержит: молитва в музыке 7 класс – информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.
Тип урока: Углубление в тему.
Цели:
- Сформировать представление о молитве как жанре произведения искусства, конкретно музыки.
- Сформировать понимание “интонационного словаря”, определяющего специфику жанра духовной музыки.
- Вызвать эмоциональный отклик на музыкальные произведения, звучащие на уроке.
- Пробудить интерес к русскому искусству, раскрыть высокий духовный смысл.
Задачи:
- Укреплять в сознании ребят понимание того, что музыкальный образ – это воплощённая в музыке жизнь, какая- то её частица.
- Развивать восприятие музыкального образа молитвы как образа Бога, гармонии, любви, добра.
- Учить анализировать муз. Сочинения на основе жанровых признаков.
- Знакомить с творчеством Ф.Шуберта, П.Чеснокова, Б.Окуджавы и др.
- Прививать бережное отношение к музыкальному, художественному и поэтическому наследию русского народа.
Музыкальный материал:
- “Мати Божия” П.Чеснокова.
- “Отче наш” Н.Кедрова-отца
- “Аве Мария” Ф.Шуберта
- “Молитва Франсуа Вийона” Б.Окуджавы
- “Белоснежные церкви” современная песня.
Оборудование: репродукции картин “Купола и ласточки” К.Ф Юона, “Троица ветхозаветная” А.Рублёва, образы Богоматери, фотографии храма, портреты композиторов, музыкальный центр, диски с музыкой. Мультимедийный проектор для показа презентации в конце урока.
На доске музыкальные слова: ГАРМОНИЯ, A,CAPELLA, МНОГОГОЛОСИЕ.
– Здравствуйте, ребята! Сейчас я попрошу вас сосредоточиться и послушать музыку.
– Куда перенесла вас она? (звучит “Мати Божия”)-2мин.
– Эта музыка исполняется в церкви, какой? (православной) или в концертном зале.
– Как такая музыка называется? (церковная, духовная)
А почему духовная? (Ответы детей).
– Прозвучало музыкальное произведение, написанное в жанре молитвы. На прошлом уроке мы знакомились с композицией, обращённой к Богородице и эта молитва называется “Мати Божия”.
– Сегодня мы рассмотрим молитву – как жанр произведения искусства. Кто был автором молитв? С какими образами связана духовная музыка в нашем представлении?
Сообщение темы (“Послания молитвы”)
– А что такое молитва? (Ответы детей)
– Эпиграфом нашего урока будут слова, написанные одиннадцатилетним П.И.Чайковским.
Когда молюсь от сердца,
Господь мою молитву слышит.
Молитва наша есть сестра.
Она как свет нам душу освещает.
– И я хочу, чтобы вы почувствовали, увидели свет Христовой веры.
– В православном храме очень часто звучит одна из главных молитв “Отче наш” и сейчас мы послушаем её. Обратите внимание на характер мелодии. Особенности её исполнения, строя, фактуры. Близка ли она к народным песням?
(Ответы детей – Она звучит сдержанно, стройно, плавно. Много распевов. Исполняется мужским хором, без сопровождения, многоголосно)
– А можно сказать, что она звучит благозвучно? – Да.
– Одно из главных понятий музыкального искусства – ГАРМОНИЯ – означает порядок в царстве звуков, стройность аккордов, ладов.
Оно означает БЛАГОЗВУЧИЕ.
– Был здесь порядок? Да.
(Вспоминаем типы изложения музыкального произведения- здесь -полифонический.)
Ознакомление с новой информацией.
– Особая область музыки русской культуры родилась в православном храме и получила название богослужебное пение. Древнерусские знаменные распевы – основной вид этого пения, которые развивались с XI-поXVII век. Пение было одноголосным, распевы исполнялись мужским хором без сопровождения.
Для человека Древней Руси церковно- певческое искусство воплощало идеал красоты – духовной и эстетической. Церковная музыка не теряла связи с народной жизнью. Она не оставалась в стороне от главных событий человеческой жизни. Дарила людям утешение, очищение, ощущение благодати и любви к Богу и ближним.
Начиная с XVII века в храмах зазвучали многоголосные композиции.
– И наша молитва соединила черты древней молитвы и многоголосного пения. Исполняли её на церковно- славянском языке.
– Я задавала вам задание на дом, вспомнить стихотворение из духовной литературы.
(Проверка домашнего задания. Дети читают стихи и молитвы.)
– Молодцы! Многие русские люди, в том числе поэты, писатели были глубоко верующими людьми. Вера влияла на их творчество, на отношение к людям и жизни.
– Когда вы читали и слушали молитвы, слово воздействовало на нас? – Да.
– А как это воздействие усилить многократно?- Положить на музыку.
– Сейчас я раздам текст ещё одной молитвы “Аве Мария”, написанной Ф.Шубертом.
“Аве Мария” – одна из основных молитв католической церкви, обращённой к Богоматери.
Эта молитва в переводе А.Плещеева. (Прочитайте её).
– Трогают нас слова? Да.
– Давайте теперь послушаем воздействие её с музыкой (Слушаем фрагмент “Аве Мария” висполнении женского голоса). Приложение 1.
– А мы сможем так исполнить? – Нет. – Но мы можем прикоснуться и исполнить её. Чтобы получилось, давайте заострим внимание на фрагментах.
(Вокально- хоровая работа над песней). Исполняем с аккомпанементом- начало все вместе. Середину- с группой девочек и окончание- все вместе(для удобства исполнения – транспонировала в соль мажор).
– Исполним так, чтобы почувствовать красоту музыки, слиться с ней душой и мыслями.
Развитие жанра молитвы происходит на протяжении столетий. В соединении с высокой верой рождались лучшие страницы творчества у И.С.Баха, П.И.Чайковского, Д.Бортнянского, С.В.Рахманинова и многих других композиторов.
Оперные арии, пьесы, хоровые концерты, просто песни. В музыке этих произведений мы слышим молитву.
Ещё один пример молитвы, которая была написана уже ближе к нашему времени. В 50- 60 годах XX века в нашей стране расцвела авторская песня под гитару. Булат Окуджава был её одним из ярких представителей.
– Он написал “Молитву Франсуа Вийона”. Послушайте её. Какая это молитва? Обратите внимание на текст.
(“Звучит “Молитва Франсуа Вийона в исполнении Ж. Бичевской). Приложение 2.
– Это просительная молитва. От имени Вийона он просит за всех и для всех, и как бы шёпотом, с надеждой повторяет “И не забудь про меня”
– Текст в молитвах является главным содержанием. Но и музыка с голосом усиливает воздействие.
(Разучивание 1 куплета).
“Песня” – говорил Булат Окуджава, – исповедь автора, разговор по душам со слушателем. И потому для меня авторская песня – это, прежде всего, стихи.”
– На следующем уроке мы продолжим работу над песней.
[attention type=red]ИТОГ: – Сегодня прозвучало много разной духовной музыки. Произведения исполнялись хором и просто одним человеком.
[/attention]
– Скажите, с какими образами связана в вашем представлении духовная музыка, молитва?
(С образами Бога, света, добра, гармонии.)
– На что способна такая музыка?
В заключение: Молитва нужна человеку так же, как и вода. Без воды нет жизни физической, а без молитвы нет жизни духовной.
– И сейчас поразмышляйте над информацией, которую получите. Учёные рассмотрели молекулу воды, её структуру в разных местах и в разные моменты жизни, в том числе воздействие молитвы на неё. И обнаружили.
(Звучит песня “Белоснежные церкви” и показывается презентация
– Наш организм состоит из 80% воды. Молитва оказывает исцеляющее воздействие на все функции организма.(Вывод делают сами ученики).
– И закончить я хочу словами А.П.Чехова
“Человек должен быть верующим или
Должен искать веры.
Иначе жизнь его пуста. ”
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.
Урок 13 молитва в творчестве русских композиторов
МОЛИТВА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ.
2. Звучит фрагмент «Вечерней музыки» В.Гаврилина(1-2-9)
-Давайте сравним две молитвы. Что роднит их и что отличает друг от друга?
Роднит: Общий эмоциональный настрой и тембр голоса(бас).
Отличает: 1) В Арии Сусанина преобладает песенная основа, оркестровое сопровождение досказывает мысли героя, трехчастная форма.
3. –Послушаем ещё одну молитву, но это уже песня-молитва. Она называется «В минуту скорбную сию». Автор – Иеромонах Роман, который поёт свои стихи и молитвы под гитару.
-Откройте тетрадь на странице 28-29. Текст поможет вам при слушании.
-Это «покаянная» или «просительная» молитва?
ПЕНИЕ (слова на стр.28 в тетради).
Давайте подведём итог урока:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа №45
Цель урока: выявление глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством и осмысление информационно-жанрового богатства народной.
Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки для 7 класса. «Героико – патриотическая тема в произведениях художников.
Знать о роли фантазии в творчестве художника, о травах из русских волшебных сказок, об основных элементах хохломской росписи (травка.
Через анализ стихотворений открыть новые черты в характере М. Ю. Лермонтова – поэта и человека
Цель урока: Формировать у учащихся эмоциональное отношение к музыкальному образу; показать целостность выражения музыкальной мысли;.
Методические рекомендации. Данный урок может быть представлен учащимся 5-7 классов
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная.
Конспект урока по музыке в 7 классе по теме “Сюжеты и образы духовной музыки”
Московские документы для аттестации!
124 курса профессиональной переподготовки от 4 795 руб.
274 курса повышения квалификации от 1 225 руб.
Вы получите официальный Диплом или Удостоверение установленного образца в соответствии с требованиями государства (образовательная Лицензия № 038767 выдана ООО “Столичный учебный центр” Департаментом образования города МОСКВА).
ДИПЛОМ от Столичного учебного центра: KURSY.ORG
Скачать материал целиком можно бесплатно по ссылке внизу страницы.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №7»
г. Подольск Московская область
Конспект урока по музыке для 7 класса
«Сюжеты и образы духовной музыки»
Составила учитель музыки
Сюжеты и образы духовной музыки.
Цели урока: раскрыть сущность светской и духовной музыки; закрепить знания и понимание особенности музыки Баха;
сопоставить образы« Высокой мессы» Баха и образы «Всенощного бдения» С. В. Рахманинова.
Подвести учащихся к мысли о духовном совершенствовании через духовные музыкальные образы.
Обобщить знания о музыке И. С. Баха;
продолжить развивать слушательский опыт семиклассников, связанный с образами духовной музыки;
Познакомиться с «Всенощной» С. В. Рахманинова, с образом «Заутрени»;
Сопоставить произведений Баха и Рахманинова.
Учитель Тема сегодняшнего урока «Сюжеты и образы духовной музыки».
«Каждый человек,- писал священник Александр Мень,- даже если он не знает о Боге или отрицает Его – в глубине Души тянется к чему-то прекрасному, совершенному, что даёт смысл жизни, перед, чем можно преклоняться.
Как свойственно людям дышать, мыслить, чувствовать, так свойственно им и верить в идеал. Убеждение в том, что есть нечто высшее, даёт нам силы существовать».Слушаем 1 часть мессы « Kyrie , eleison » (Господи, помилуй) и анализируем прослушанное:
Какие оттенки человеческих чувств выражены в этой части мессы? Почему?
Какие знакомые вам приёмы музыкального развития использует композитор?
В каком жанре написана месса?
Учитель: Месса-это многочастное вокально-инструментальное произведение, написанное на текст Богослужения.
Слушаем №4 – « Gloria in excelsis Deo » (Слава в Вышних Богу)
Какие оттенки человеческих чувств выражены в этой части мессы?
Как музыка передаёт эти чувства?
Какие средства выразительности создают этот образ?
Дети говорят: Начало торжествующее и блестящее. Лёгкое и чёткое вступление труб, начинающих движение. Радость переходит в ликование, когда к оркестру присоединяется хор. Голоса переплетаются и создают особенный колорит праздника. Звучание мажорное.
Учитель: В чём драматургия развития идеи мессы?
Композитор показывает образную разность разных частей,
В этом заключается развитие образов, которое идёт от страдания к радости, от смерти к жизни.
2) В сопоставлении даётся музыка из «Всенощного бдения» С. В. Рахманинова.
Учитель: Как вы думаете, эту музыку написал Бах?
(Звучит» Богородице, Дево, радуйся» из «Всенощной».)
Анализируем произведение. Эта музыка проникнута лирическим настроением и тихой молитвой.
Учитель: Написал её С.В. Рахманинов и это часть из «Всенощной»
Что происходит в Душе слушающего её человека?
Дети: она ощущает умиротворение, покой. Безмятежность.
Учитель: к кому в ней обращается человек?
Дети: к Богородице.
Учитель: Богослужение православной церкви совершается вечером в канун праздника. Состоит из двух частей: «Вечерни» и «Утрени». По правилам музыкальной драматургии развитие происходит, если есть в произведении контраст, т.е. сопоставление. Назовите:
Очень низкие цены на курсы переподготовки от Московского учебного центра для педагогов
Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 65% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.
К учебнику: Музыка. 7 класс. Учебник. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. М.: 2011. — 158 с.
Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.
Источник: https://xn----9sbewbkihfjfskz.xn--p1ai/molitva-v-muzyke-7-klass/
Молитва
- Введение
- 1 Формы
- 2 Молитва в языческих культах
- 3 Молитва в христианстве
- 4 Молитва в исламе
- 5 Молитва в иудаизме
- 6 Молитва в индуизме и буддизме
- 7 О молитве в художественных произведениях
Примечания
Источники
Молящаяся Мария Магдалина Ари Шеффер (1795-1858).
Моли́тва — обращение верующего к Богу, богам, другим сверхъестественным или ассоциированным с Богом существам, а также канонизированный текст этого обращения.
Молитва часто принимает вид поклонения, восхваления, просьбы или просто изложения своих мыслей. Молитва также часто принимает формы обряда.
1. Формы
Молитва
В авраамических религиях молитва подразумевает словесное содержание, однако зачастую сопровождается нормированными движениями, как то коленопреклонения, поклоны, крестные знамения, раскачивание (иудаизм) и т. п.
Определение молитвы как обращения, связывающего верующего с божеством предполагает определенную дистанцию между ними.
С этой точки зрения медитативные практики не являются молитвами; однако некоторые молитвенные традиции и техники («умная молитва», визионерство, «мистицизм сердца» и пр.
) дают представление о молитве как состоянии или преддверии определенного состояния. Таким образом различие между молитвой и медитацией является объектом споров.
Динамический элемент молитвы сближает ее с танцем, имеющим ритуальную, выразительную и др. функции. Так, очень трудно провести грань между танцем, молитвой и медитацией в суфийской практике Сама.Сопровождение молитвы возжиганием свечей и благовоний, омовениями, переодеваниями, координацией по сторонам света, времени суток и др. превращает ее в сложный семиотический текст, объединяющий личную и коллективную психологии, традиции и воззрения.
2. Молитва в языческих культах
У древних греков и римлян молитвы играли весьма важную роль при всех выдающихся событиях частной и общественной жизни; пренебрежение к ним грозило гневом богов. На отдельные случаи (рождение, бракосочетание, испрошение урожая и т. п.
) установлены были особые формулы молитвы, которые при общественных богослужениях произносились жрецами или магистратами. Молитвам приписывалась чудодейственная сила; обмолвки и запинки считались дурным предзнаменованием. Значение имели и внешние обряды, сопровождавшие молитву; к ней приступали, умыв предварительно руки.
Во время молитвы древние воздевали руки к небу. Греки молились с непокрытою головою, римляне (и иудеи) — с покрытою.
3. Молитва в христианстве
Св. Антоний Падуанский молится. Картина Сурбарана
Иисус Христос, придя в мир, осудил как лицемерие молящихся напоказ, так и многословие в молитве, уподобив подобную молитву языческой.
В связи с этим он установил правила моления, предусматривающие немногословность молящегося (так как Господь заранее знает, о чём Его попросят) и сокрытие процесса моления от посторонних глаз, так как молящийся на публику уже получает свою награду на земле и Господь его прошения слушать не будет (Мф. 6:5-8).
Вместе с тем, он преподал «совершеннейшую из всех христианских молитв» (Отче наш). Другой образец молитвы, встречающийся в Евангелии — это Молитва мытаря (Лк. 18:13), переданная Иисусом Христом в притче о кающемся грешнике.
Как своим примером, так и в своих поучениях, Иисус Христос постоянно указывал на спасительное значение молитвы: «Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время (Страшного Суда).» (Мк. 13:33), «итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь» (Лк. 21:36).
Сам Христос показал пример горячей молитвы во время моления о «чаше» в Гефсиманском саду. На основании учения Христа и апостолов древняя церковь постепенно выработала единообразные правила (нормы), определяющие порядок совершения молитв как в общественном богослужении, так и в домашнем молитвословии. От иудеев перешёл обычай молиться стоя (Мк. 11:25). Также от иудеев заимствовано было и коленопреклонение и распростертие ничком (только во время уединённой келейной молитвы).
В древней церкви существовал обычай воздеяния рук во время богослужения, в подражание Моисею, молившемуся при сражении между иудеями и амаликитянами с воздетыми к небу руками; ныне это действие совершает только священник во время литургии. В общинах христиан, обратившихся из язычества, весьма рано утвердился греческий обычай молиться с непокрытой головою; но для женщин установлено было противоположное правило (1Кор. 11:4).
Сообразно заповеди Христа о непрестанной молитве христиане молились во все времена суток, а так как римляне и за ними иудеи делили день и ночь на 12 равных частей и дневные часы делили на 4 части: 1-й (соответствует 7 часам утра), 3-й, 6-й и 9-й час, и ночные также на 4 части, то в христианской церкви, сверх литургии, издревле установлены 8 ежедневных служб: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1, 3, 6 и 9 часы с междучасиями. В древние времена службы эти совершались отдельно одна от другой, так что верующие, особенно в монастырях, собирались на молитву по 8 раз в день. С течением времени церковь ввиду занятий христиан в частной и общественной жизни начала совершать эти службы большею частью три раза в течение суток: утром (полуночницу, утреню и последование первого часа), перед полуднем (последование 3-го и 6-го часа и божественную литургию) и вечером (последование 9-го часа, вечерню и повечерие).Различают молитву, совершаемую без слов и других внешних знаков — одним умом и сердцем (молитва внутренняя, духовная, сердечная), и молитву, которая произносится словами и сопровождается разными знаками благоговения (молитва внешняя, наружная). По содержанию своему молитва распадаются на славословия, прошения и благодарения; есть ещё молитва ходатайственная за других. В отношении формы молитвы распадаются на три главные группы: ектении, псалмы и песнопения.
4. Молитва в исламе
Обычно русским словом «молитва» переводят два исламских богослужения, обозначающихся разными арабскими словами: 1. Дуа, то есть молитва-просьба, обращенная к Аллаху. 2. Салят (на персидском и тюркских языках — намаз), то есть ритуальная молитва, состоящая из определенных действий.
У мусульман молитва считается делом особенно благочестивым и является одним из столпов ислама:
Ислам основывается на пяти столпах: свидетельстве о том, что нет бога кроме Аллаха, и что Мухаммед — его посланник, совершении молитвы, выплате закята, совершении хаджа и соблюдении поста в месяц Рамадан
Пророк Мухаммед сказал:
Совершайте молитву так, как вы видите, как я её совершаю.
Отсюда следует, что Мухаммед, посланник Аллаха в исламе, установил все обряды касающиеся молитвы. Мусульмане должны читать молитву в любом чистом месте, где его застанет время молитвы, но молитва совершенная в мечети имеет наибольшую ценность, за него молящийся получает больше награды от Бога.
Каждый мусульманин отвечает сам за свою молитву. Во время молитвы мусульмане обращаются лицом к Каабе (Мекке). Мусульманская молитва должна совершаться пять раз в день (перед восходом солнца, в полдень, во второй половине дня, после заката солнца и ночью).
В пятничный день каждому мусульманину, достигшему совершеннолетия, необходимо слушать проповедь в мечетях.
5. Молитва в иудаизме
В Ветхом Завете встречаются частые указания на факт совершения молитв (напр. Исаак молился о Ревекке), но точные формулы молитв установлены в нём лишь на случай представления десятины (Втор. 26:13-15).
Лишь в эпоху после вавилонского изгнания молитвы подверглись тщательной регламентации; ещё до н. э. установлены были часы для совершения молитв: третий, шестой и девятый часы дня.
Современные евреи молятся в эти же приблизительно часы, с покрытою головою. Утром на левую руку и на голову налагается тфилин, предпочтительно в собрании 10 совершеннолетних (после 13 лет), которое называется миньян. Мужчинами молитвы обыкновенно читаются на иврите и арамейском языке.
6. Молитва в индуизме и буддизме
Индусы считают свои молитвы по шарикам или кораллам, в чём усматривают прототип чёток, употребляемых мусульманами и христианами. Механическое отношение к молитве достигает крайних пределов у буддистов Ваджраяны, у которых существуют молитвенные машины, или мельницы, впервые появившиеся в Индии около 400 г. по Р. Хр.
Это — деревянные цилиндры, достигающие иногда громадных размеров, приводимые в движение вокруг своей оси руками или ветряными или водяными двигателями; на бумаге, обвитой вокруг цилиндра, много раз повторяется молитва ламаистов: ом-мани и т. д. (см. Ламаизм).
Одному обороту цилиндра вокруг своей оси приписывается та же сила, как и произнесению этой молитвы столько раз, сколько раз она отпечатана на цилиндре.
Одновременно с этим в ваджраянской традиции существует утверждение, что мантра или молитва, прочитанная с полной осознанностью, приносит больше пользы, чем «начитанная» миллионы раз.
Индуисты также используют ранголи (рисунок-молитву. Рисунок, в виде орнамента, рисуется на земле цветным минеральным порошком.
Подобной техникой пользуются и тибетские монахи для создания песочных мандал (мандала).
7. О молитве в художественных произведениях
Виктор Гюго в книге «Труженики моря» написал: «Молитва — могучая сила души, сила непостижимая. Молитва обращается к великодушию мрака; молитва взывает к тайне, сама подобная тайне, и мнится, что перед неотступной, неустанной мольбой не может устоять Неведомое.
Проблеск надежды — это утешение».
(Виктор Гюго, Собрание сочинений. М.1972, Т.8, стр.382)
Примечания
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии. Синхронизация выполнена 09.07.11 15:00:42
Похожие рефераты: Разрешительная молитва, Молитва роллеров, Молитва верных, Амида (молитва), Молитва Господня, Поминальная молитва, Магриб (молитва), Исусова молитва, Салат (молитва).
Категории: Молитвы, Еврейская литургия, Христианские молитвы.
Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareA.
Источник: http://wreferat.baza-referat.ru/%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0