Что значит да исправится молитва моя

Содержание

«Да исправится молитва моя»: текст на русском, как правильно читать

Что значит да исправится молитва моя

Я издавна изучаю церковную литературу и молитвы. Сейчас я желал бы побеседовать о тексте «Да исправится молитва моя», поведать его значение и силу.

Воззвание к вере и молитва

В крайние годы наблюдается одна положительная тенденция – люди все почаще обращаются к вере. Священнослужители связывают схожее с нестабильной политической ситуацией и ухудшением общего уровня жизни. Конкретно потому, столкнувшись с томными актуальными ситуациями, миряне начинают находить метод решить свои трудности. И почти всегда таковым решением для их становится конкретно религия.

Естественно, некие православные христиане считают, что люди, обращенные к вере таковым методом, не являются достойными. Но с сиим выражением можно просто поспорить. Дело в том, что Господь учит людей всепрощению. Сам Творец тоже весьма добр по отношению к своим творениям и готов простить им почти все.

Но почаще всего такие верующие сталкиваются с определенными неуввязками. Ведь они фактически ничего не знают о том, какие молитвы почаще всего употребляют православные и священники.

Не имеют они никаких познаний и относительно того, как правильно читать те либо другие молитвы. В особенности нередко трудности появляются с осознанием текста «Да исправится молитва моя». Этот молебен у большинства верующих вызывает вопросцы.

Так как лишь единицы вправду могут осознать его значение.

Когда читается молитва?

До этого чем наиболее детально разглядеть ту информацию, которая пригодится тем, кто лишь не так давно обратился к религии, нужно упомянуть один весьма принципиальный факт.

Дело в том, что некие люди не соображают, когда и какую молитву нужно читать. Естественно, всем отлично понятно о том, что в православии существует большущее количество различных молитв.

Используя их, человек может попросить Господа о разном:

  • семейном благополучии – такие молитвы весьма популярны и довольно нередко употребляются. Так как семейные неурядицы случаются весьма нередко. Конкретно потому священники советуют своим прихожанам как можно почаще молиться, чтоб Господь услышал молитву и ниспослал им свою милость;
  • исцелении от разной хвори – когда человек сталкивается с суровым болезнью, которое может унести жизнь, то единственным выходом является воззвание к Господу. Каких бы высот не достигнула медицина, недозволено опровергать тот факт, что докторы не являются всевластными;
  • заступничестве перед трибуналом человеческим – почти все верующие совсем не страшатся суда человеческого. Ведь лишь божий трибунал важен. Но никто не захотит отбывать срок в кутузке просто так. Количество невинно осужденных с каждым годом вырастает. Так как следователи очень пренебрежительно относятся к своим обязательствам и предпочитают просто высадить за сетку невиновного человека. Чтоб избежать наказания за грех, которого человек не совершал, ему нужно просто вознести молитву небесам;
  • скором браке – как ни удивительно, но в текущее время количество людей, которые вправду одиноки, весьма велико. Из-за неизменной занятости на работе и погоней за богатством люди просто лишают себя способности обрести личное счастье. Чтоб поправить это, можно вознести молитву святителям и попросить их о помощи;
  • богатстве – недозволено сказать, что молитвы, в каких христианин просит у Господа вещественных благ, вполне разрешены церковью. Так как это будет откровенной ложью. В реальности такие молитвы не приветствуются. Но никто не может запретить человеку попросить Творца о том, чтоб он указал путь и посодействовал достигнуть хотимого. Ведь, на самом деле, недозволено просить тех благ, которых человек не готов без помощи других добиваться;
  • спасении от угрозы – жизнь человека связана с различного рода угрозами. И избежать их иногда бывает довольно трудно. В тот момент, когда человек сталкивается с определенной угрозой, он непременно вспоминает о Боге. Ведь лишь он может дарить ему такое вожделенное спасение.

Но опосля чтения материала, изложенного выше в статье, любой человек, наверное, начнет задаваться вопросцем, для что тогда читают молебен «Да исправится молитва моя». И этот вопросец полностью понятен и логичен. Ведь почти всегда молитвы возносит человек с одной целью – попросить о помощи в определенной ситуации. Но эта молитва служит для совсем других целей.

Дело в том, что ее можно услышать только в церкви. Другими словами, данная молитва не создана для чтения дома. Читают ее в деньки Величавого Поста. Так как конкретно в эти деньки в храмах и совершается особенное богослужение.

Но необходимо отметить, что услышать данную молитву можно и в остальные деньки. Вот лишь конкретно в это время она звучит совсем по-особенному. Считается, что любой христианин должен хотя бы один раз в жизни услышать эту песню.

Конкретно по данной нам причине священники настаивают на том, чтоб православные христиане непременно посещали церковь в деньки Величавого Поста.

Значение слова «исправится» в контексте молитвы

Часто люди, которые приходят в церковь, требуют духовных наставников объяснить некие слова из молебна. Это невежество почти все воцерковленные люди воспринимают как оскорбление религии.

Но нужно сходу отметить тот факт, что в реальности ни о каком оскорблении речи и идти не может. Так как лучше спросить и развеять свои сомнения, чем страдать вопросцами, на которые не удалось получить ответов. Схожее совсем неприемлимо.

В индивидуальности, если идет речь о данной нам молитве. Человек должен верно осознавать ее смысл.

1-ое слово, которое сходу вызывает большущее огромное количество вопросцев у людей, это «исправится». Большая часть людей склонно считать, что в этом случае идет речь о исправлении некий ошибки. Но, на самом деле это не так.

Нужно осознавать, что староцерковный язык мало различается от российского, который привычен для большинства людей. И в контексте молитвы это слово не значит исправление ошибок. Тут идет речь о выполнении собственных прямых обязательств.

При этом обязанности эти человек делает часто, другими словами, исправно.

Потому не надо осознавать значение этого слова так практически. Наиболее того, изучая текст той либо другой молитвы, христианин непременно должен без помощи других попытаться осознать ее смысл. Лишь так он сумеет резвее приблизиться к Богу.

Естественно, если без сторонней помощи человеку не удалось осознать смысл той либо другой фразы, он может в хоть какой момент обратиться к собственному исповеднику.

Если случится так, что у христианина не будет исповедника, таковой вопросец он может задать хоть какому священнослужителю.

Броско, что почти все христиане страшатся задавать вопросцы настоятелям, так как они считают свою неграмотность зазорной. Но никто и никогда не попрекнет человека в том, что он проявляет желание выяснить больше о религии.

Нужно держать в голове, что все христиане – это одна большая семья. И любой член данной нам семьи может обратиться с определенным вопросцем к иным людям. В этом совсем нет ничего зазорного.

Постыдно обязано быть тем, кто лишь притворяется, что является человеком, преданным религии, но на самом деле ею даже не интересуется. Конкретно это и жутко.

А желание обрести новейшие познания никогда не обязано вызывать опаски, что кто-то выразит негодование. Лишь весьма недалекий человек способен на схожее.

За что молятся священнослужители?

Часто конкретно таковой вопросец и истязает людей, которые лишь не так давно обратились к вере. Так как они просто не соображают, почему конкретно молитву «Да исправится молитва твоя» употребляют служители церкви.

Не считая того, смысл данной нам молитвы часто для их оказывается очень непонятным. Конкретно потому они и теряются в гипотезах.

Ведь далековато не любой человек имеет смелость задать схожий вопросец кому-то из служителей церкви.

Попытаемся разобраться в этом вопросце, делая упор на опыт священников. Так как конкретно им и приходится давать ответы на все вопросцы, которые заинтересовывают православных христиан. Итак, произнося молитву, священнослужители требуют у Господа:

  • милости для всего рода человеческого – большая часть людей запамятывает о том, что Адам и Ева сделали страшный грех, за который обязаны рассчитываться их потомки. Конкретно потому нужно, вознося всякую молитву, непременно просить милости у Творца. О данной нам правде постоянно помнят священнослужители. И потому во время праздничной литургии они требуют милости у Господа;
  • помощи в противоборстве греху – православные христиане справедливо считают, что любой человек по собственной природе порочен. Конкретно потому людям так трудно противиться искушению совершить грех.

Вот о этом требуют Господа священнослужители, когда возносят молитву во время Величавого Поста. Это нужно знать всем тем людям, которые желают стать намного поближе к Господу. Им полезно это выяснить хотя бы по той причине, что они сумеют в предстоящем возносить молитвы правильно и при всем этом не забывать просить прощения за свои прегрешения.

Заключение

  • Данная молитва совсем по-особенному читается в деньки Величавого Поста.
  • Любой уважающий себя христианин непременно должен осознавать смысл данной нам молитвы.
  • Если человек ощущает, что его душу побеждают различные сомнения и вопросцы относительно смысла молитвы, нужно обратиться за разъяснениями к духовному наставнику.
  • Источник: tayniymir.com

    Источник: https://potokudach.ru/jezoterika/zagovori/molitvi/da-ispravitsja-molitva-moja-tekst-na-russkom-kak-pravilno-chitat/

    Перевод молитвы да исправиться молитва моя

    Что значит да исправится молитва моя

  • Права на тексты песен, переводы принадлежат их авторам.

    “Да исправится молитва моя” П. Чеснокова

    Из “Литургии преждеосвященных даров”.

    Название песни: “Да исправится молитва моя” П. Чеснокова

    Добавил: Пользователь Ирина Архипова

    Толкование и значение христианского псалма 140

    Согласно многочисленным толкованиям, текст 140 псалма был написан во время гонений, которые испытывал пророк Давид во время восстания Авессалома. Слова этого христианского псалма, в отличие от предыдущего, не содержат гнева царя по отношению к своим преследователям – напротив, он наполнен смирением и покаянием его автора.

    Толкование псалма 140 говорит о том, что это связано с осознанием Давида собственной вины – его нерадение и греховность по отношению к детям, а также излишняя заинтересованность новой возлюбленной Вирсавией привели к внутрисемейным конфликтам, и, как следствие – к разгоревшемуся восстанию.

    Православный псалом 140: сильная молитва за начальника

    В тексте 140 псалма автор большое внимание уделяет состоянию собственной души. Он просит Бога наградить его рассудительностью, чтобы дар речи, данный ему свыше, использовать на благочестивое дело восхваления Господа.

    Он смиренно относится к сложившейся ситуации, видя в ней очищение своей души, но в то же время взывая к справедливости. В конце 140 псалма Давид высказывает убеждение о том, что Бог сохранит его, наказав преследователей, которое позже сбудется.

    Читать и слушать онлайн 140 псалом рекомендуется людям, испытывающим притеснения от начальства.

    Читать православный текст молитвы псалом 140 на русском языке

    Господи! к Тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе. Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя.

    Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих; не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их.

    Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои — против злодейств их. Вожди их рассыпались по утесам и слышат слова мои, что они кротки.

    Как будто землю рассекают и дробят нас; сыплются кости наши в челюсти преисподней. Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отринь души моей! Сохрани меня от силков, поставленных для меня, от тенет беззаконников. Падут нечестивые в сети свои, а я перейду.

    Церковный Псалтырь, текст псалма 140 на церковно славянском языке

    Господи, воззвах к тебе, услыши мя; вонми гласу моленiя моего, внегда воззвати ми к тебе. Да исправится молитва моя яко кадило пред тобою; воздеянiе руку моeю, жертва вечерняя. Положи, Господи, храненiе устом моим и дверь огражденiя о устнах моих.

    Не уклони сердце мое в словеса лукавствiя, непщевати вины о гресех с человеки делающими беззаконiе; и не сочтуся со избранными их. Накажет мя праведник милостiю и обличит мя, eлей же грешнаго да не намастит главы моея; яко eще и молитва моя во благоволенiих их.

    Пожeрты быша при камени судiи их; услышатся глаголи мои, яко возмогоша. Яко толща земли проседеся на земли, расточишася кости их при аде. Яко к тебе, Господи, Господи, oчи мои; на тя уповах, не отими душу мою; сохрани мя от сети, юже составиша ми, и от соблазн делающих беззаконiе.

    Падут во мрежу свою грешницы; eдин eсм аз, дондеже прейду

    Жертва вечерняя

    Песнопение «Да исправится молитва моя…» звучит на каждой литургии Преждеосвященных Даров в течение Великого поста. Ничего подобного нет ни на так называемых полных литургиях, более привычных нам, ни на вечерне, которая составляет основу Преждеосвященной литургии. Комментирует священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.

    Да исправится молитва моя,

    яко кадило пред Тобою,

    воздеяние руку моею,

    Да исправится молитва моя…

    Господи, воззвах к Тебе, услыши мя,

    вонми гласу моления моего,

    внегда воззвати ми к Тебе.

    Да исправится молитва моя…

    Положи, Господи, хранение устом моим,

    и дверь ограждения о устнах моих.

    Да исправится молитва моя…

    Не уклони сердце мое в словеса лукавствия,

    непщевати вины о гресех.

    Да исправится молитва моя…

    Да исправится молитва моя,

    яко кадило пред Тобою…

    …воздеяние руку моею,

    Да направится молитва моя,

    как фимиам, пред лицо Твоё,

    возношение рук моих –

    как жертва вечерняя.

    Да направится молитва моя…

    Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня,

    внемли гласу моления моего,

    когда я взываю к Тебе.

    Да направится молитва моя…

    Поставь стражу, Господи, к устам моим,

    и дверь ограждающую для губ моих.

    Да направится молитва моя…

    Не уклони сердце мое к словам порочным

    измышлять оправдания грехам.

    Да направится молитва моя…

    Да направится молитва моя,

    яко фимиам пред лицо Твоё…

    как жертва вечерняя.

    Священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ, фото сайта vstrecha-mpda.ru

    Как будет выглядеть ссылка:

    Песнопение «Да исправится молитва моя…» звучит на каждой литургии Преждеосвященных Даров в течение Великого поста. Ничего подобного нет ни на так называемых полных литургиях, более привычных нам, ни на вечерне, которая составляет основу Преждеосвященной литургии. Комментирует священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.

    Можно ли за богослужением читать Евангелие на русском языке, рассуждают член Синодальной богослужебной комиссии игумен Андроник (Трубачев) и священник-миссионер Димитрий Карпенко.

    6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.

    Песнопение Литургии Преждеосвященных даров «Ныне Силы Небесные» принадлежит к самым сильным впечатлениям Великого Поста. Оно не звучит в другое время. Мы не можем не чувствовать его «чрезвычайности». «Царь Славы» – именование Христа, в котором очень сильна связь с Крестной мукой. Комментируют священник Федор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт Ольга СЕДАКОВА.

    Большинство прихожан никогда не слышали прекрасных и возвышенных молитв, которые произносит священник в самый важный момент Литургии. До людей, стоящих в храме, доносятся лишь возгласы, окончания молитв, читаемых в алтаре беззвучно или тихим голосом. А как обстояло дело в древности? Когда и почему возникла нынешняя практика?

    Воскресный тропарь 3 гласа комментируют ведущие рубрики литургической поэзии «НС» священник, филолог Федор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт, переводчик Ольга СЕДАКОВА.

    Стихиру на литии Сретения «Ветхий деньми», в которой песнь св. Симеона «Ныне отпущаеши» сочетается с образами христианского отпевания, комментируют священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт Ольга СЕДАКОВА.

    Кто же с кем встречается в праздник Сретения? Дева Мария и Иосиф со старцем Симеоном, Симеон – с Богом, Старый Завет – с Новым, надежда – с ее оправданием. О парадоксах этих встреч рассказывают сретенские стихиры. Комментируют священник, филолог Федор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт, переводчик Ольга СЕДАКОВА.

    тема почти всех евангельских воскресных стихир – пасхальная радость, удивительный промежуток времени между Воскресением и Вознесением, между двумя шагами Спасения: Воскресением из мертвых – и возвращением к Отцу. Евангельскую воскресную стихиру 8 гласа комментируют ведущие рубрики литургической поэзии «НС» священник, филолог Федор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт, переводчик Ольга СЕДАКОВА.

    В это воскресенье за богослужением будет петься тропарь 5 гласа «Собезначальное Слово Отцу и Духови». Вероятно, автором этого песнопения, чрезвычайно насыщенного яркими образами и догматическим смыслом был прп. Иоанн Дамаскин. Комментирует священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.

    Милосердие, снисхождение, любовь – таково отношение Бога к людям. По Своей любви Господь создал человека, по Своему милосердию Он сам стал человеком, чтобы спасти нас от греха. О смысле воскресного тропаря 8 гласа рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ

    За неделю до начала подготовки к Великому Посту читается отрывок о сборщике податей Закхее. Как растет наш внутренний человек? Как Закхей: сначала внешне, – ища Бога и учась у Него милосердию, потом – внутренне, восходя к таинственной перемене ума.

    В эту субботу за всенощным бдением начинает читаться и петься Постная Триодь. Ее песнопения очень красивы, возвышенны, но и сложны для понимания. Что такое кондак и икос, чем они примечательны в Неделю о мытаре и фарисее и что значит «воздыхания принесем мытарские» и «рыданьми побием совесть», рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.

    На всенощном бдении сразу же за радостным пением «Воскресение Христово видевшее», ликование внезапно оборвется, погаснут светильники, храм погрузится в темноту и начинает звучать совсем иная песнь «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Подготовка к Великому Посту начинается

    Свобода должна быть «от чего-то» или «для чего-то»? Чем опасен поиск наслаждений? Почему запрещен блуд? В Неделю о блудном сыне читаются слова апостола Павла, которые дают ответ на эти вопросы. Объясняет архимандрит Ианнуарий (ИВЛИЕВ)

    О том, что стражники, поставленные у опечатанного входа в гробницу, увидев ангела, «пришли в трепет и стали, как мертвые», сообщает Евангелие. А дальше в тропаре речь идет о Марии – и тут начинаются вопросы. Воскресный тропарь 6 гласа «Ангельские силы на гробе Твоем» комментирует священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ

    Смерть и воскресение Христа открыли людям, изнанным из Эдема, врата Царства Небесного – и среди первых туда вошел разбойник, принёсший перед смертью на кресте перед лицом Спасителя покаяние в своих беззакониях. О воскресном тропаре 7 гласа рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ

    В первые четыре дня Великого поста мы слышим Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Его тропари проникнуты сокрушением в грехах, признанием собственной немощи и негодности. А затем следует торжественное песнопение «С нами Бог!» с призывом «языкам» покоряться. Чем объясняется резкая перемена настроения, рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.

    Мы привыкли, что в церковных песнопениях содержатся обращения от нашего имени ко Святой Троице, ко Христу, к Богородице, к ангелам и святым.

    В стихире «Раю всечестный, краснейшая доброто» гимнограф влагает в уста Адама просьбу о заступничестве перед Создателем, обращенную к… Эдему, из которого наши прародители были изгнаны за непослушание и нераскаянность. Рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ

    В субботу на Утрени последний раз в этом году прозвучит 136 псалом – скорбная, покаянная песнь «На реках Вавилонских». О чем в ней поется? Что это за окаянная дочь Вавилона и младенцы, которых надо разбить о камень? Это греховные страсти, которые надо возненавидеть в себе и умертвить, пока они еще не выросли. Рассказывает протоиерей Игорь ГАГАРИН

    Почему в неделю Торжества Православия мы читаем отрывок Евангелия об очень личной встрече со Христом Нафанаила, который не спешит поверить во Христа-Мессию и в своих сомнениях, как богословски образованный иудей, ссылается на источники? Что за таинственное общение происходит между ними, что делает неверующего Нафанаила — верующим? Комментирует протоиерей Димитрий ЮРЕВИЧ, проректор Санкт-Петербургской православной духовной академии по научно-богословской работе.

    Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.
  • Источник: https://xn-----6kccgdvsdzky9au.xn--p1ai/perevod-molitvy-da-ispravitsya-molitva-moya/

    Воскресный листок №11 (219)

    Давид же пребывал в пустыне в неприступных местах и потом на горе в пустыне Зиф. Саул искал его всякий день; но Бог не предал Давида в руки его!
    (1 Цар. 23: 14)

    Псалмы Царя и Псалмопевца Давида – опыт его духовной жизни, осоленной скорбями и напастями. Немало из них написано во время разнообразных жизненных испытаний и даже после случавшихся в его жизни грехопадений, осмысленных потом и раскаянных.

    Многие из псалмов Давида начертаны после избавления от напастей, а иные и вовсе писаны в изгнании. Но именно потому, что родились они в исстрадавшемся верующем сердце, сохранившем при всех испытаниях праведность и преданность Богу, Давидовы псалмы удостоились наития Святого Духа.

    И, будучи Боговдохновенными, имеют силу напоевать благодатью и наши сердца. Надо лишь приложить малый труд по прочтению этих псалмов.

    И об одном из таких псалмов – псалме 140 – мы и поговорим сегодня. А точнее сказать, мы, используя своевременный повод – время Великого поста, попытаемся осмыслить богослужебное употребление этого псалма на Литургии Преждеосвященных Даров в виде песнопения «Да исправится молитва моя».

    По мнению толкователей, 140-й псалом написан Давидом в тот период, когда царь Саул, опасаясь потери власти, замыслил убить Давида (см.: гл. 19–24 1 Цар.).

    Потрясенный до глубины души замыслом тестя – Давид был женат на дочери Саула Мелхоле, – он вынужден был спасаться бегством, хотя и был невиновен, ибо не имел никакого помысла свергать царя. Соответствующими мыслями и ощущениями и наполнен весь псалом. Давид просит Господа услышать его молитву.

    Осознавая свою невиновность, он просит избавить его от сети, которую ему приготовили; просит, чтобы в эту сеть попали сами устроившие ее, а он был избавлен.

    С другой стороны, Давид признает свою греховность, просит Господа положить хранение его устам, дабы не озлобляться на противника, просит не позволить его сердцу уклониться к самооправданию. Давид понимает, что хоть и не виновен в том, в чем его обвиняют, но достаточно и прочих его грехов, чтобы понести от Господа наказание.

    Такова общая смысловая композиция этого псалма. Если мы обратимся теперь к песнопению «Да исправится молитва моя», то заметим, что в нем использована лишь первая часть 140-го псалма. Структура расположения стихов псалма в этом песнопении и его место в Литургии Преждеосвященных Даров позволяет нам увидеть некоторые новые смысловые аспекты псалма применительно уже к нашей духовной жизни.

    Во-первых, обращает на себя внимание тот момент, что песнопение «Да исправится молитва моя» построено в виде прокимна, то есть сначала исполняется основной стих – собственно «Да исправится молитва моя», а затем он чередуется с другими тремя стихами. В конце вновь пропевается основной стих.

    Ранее в константинопольской соборной традиции это песнопение было прокимном, чтец пел его с амвона, а духовенство сидело в алтаре.

    И уже значительно позже «в студийской монашеской традиции, вытеснившей к концу XII века соборную константинопольскую, “Да исправится молитва моя” перестало быть обычным прокимном, во время его исполнения постепенно утвердился обычай народного коленопреклонения и священнического каждения».

    Во время пения «Да исправится…» следует преклонить колени. Обратим внимание на то, что это коленопреклонение в литургийном ряду находится между двумя другими подобными моментами. Коленопреклонение совершается перед «Да исправится…» – при возгласе «Свет Христов просвещает всех» – и вскоре после «Да исправится…» – на важнейшем «Ныне силы небесные».

    Здесь указание на важнейший смысловой ряд в литургийном пространстве. В этом ряду первое коленопреклонение связано с обращением к оглашенным, готовящимся принять святое крещение. Это обращение, имеющее значительный вероучительный смысл. Последнее коленопреклонение связано с важнейшим моментом Литургии, когда переносятся Святые Дары.

    Ну а с чем связано коленопреклонение во время песнопения «Да исправится молитва моя»?

    Структура прокимна, присущая этому песнопению, позволяет нам говорить о его особенном нравоучительном характере. Он состоит в том, что первый и основной стих песнопения указывает на важнейшее дело христианина, дело, сопровождающее всю его жизнь, – на молитву.

    Стихи, «проложенные» между основным, – указание на моменты, которые способствуют преуспеянию в молитве либо, напротив, препятствуют сему. Это своего рода духовный многослойный «пирог», в котором основной слой обретает свой истинный «вкус» лишь в сочетании с прочими.

    1. «Да испра́вится моли́тва моя́, я́ко кади́ло пред Тобо́ю, воздея́ние руку́ мое́ю – же́ртва вече́рняя».

    В главном для христианина духовном делании – молитве – основной фактор успеха – внимание. Если есть оно, а вместе с ним есть и благоговение, и покаяние, то молитва будет возноситься к Богу, как дым кадильный, благоухающий и стремящийся непрестанно ввысь.

    Если внимания нет, то молитва «стелется» по земле, подобно дыму Каиновой жертвы, и такая жертва, как мы помним, не была угодна Богу.

    При этом, как это ни парадоксально и ни печально, подобная «Каинова» жертва – неизбежный временный удел всякого христианина, ибо нерассеянная молитва – «жертва вечерняя», то есть является плодом многолетних и усиленных трудов. И получаем мы этот плод нередко лишь к «вечеру», то есть ближе к закату жизни.

    Это основной лейтмотив песнопения. В нем – указание цели. Далее следуют вышеупомянутые моменты в «проложенных» стихах.

    2. «Го́споди, воззва́х к Тебе́, услы́ши мя: вонми́ гла́су моле́ния моего́, внегда́ воззва́ти ми к Тебе́».

    Здесь указание на качества, которыми обладает настоящая молитва и которые мы должны для своей молитвы приобретать. И во-первых, речь об искренности и покаянном характере молитвы.

    Вот как говорит об этом великий Златоуст: «Что же выражает Псалмопевец словами: “Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня”? Он разумеет здесь внутреннее воззвание, которое произносит сердце воспламененное и дух сокрушенный, которое произнося и Моисей был услышан.

    Как человек, взывающий голосом, напрягает всю свою силу, так и взывающий сердцем напрягает весь ум свой. Такого воззвания требует Бог, воззвания, которое происходит от сердца и не дозволяет поющему зевать и развлекаться».

    Во-вторых, нельзя не заметить: во второй части стиха – та же мысль, что и в первой, только изложенная другими словами. И это не в последнюю очередь говорит нам о необходимости в молитве постоянства. Кто хочет достичь нерассеянной молитвы, должен молиться постоянно. Неслучайно призывает апостол: «Непрестанно молитесь» (1 Фес.

    5: 17). Постоянство в молитве – то же, что капля, которая точит камень.

    Подобно маленькой ничтожной капле, которая со временем разрушает даже твердыню камня, наши немощные, но постоянные молитвенные потуги способны разрушить греховную сердечную коросту и ввести молитву в сердце, где она становится по- настоящему сильной и действенной.

    3. «Положи́, Го́споди, хране́ние усто́м мои́м, и дверь огражде́ния о устна́х мои́х».

    Ничто так не расхищает из сердца молитвенный плод, как постоянно открытые уста. Потому и Премудрый призывает: «Для слов твоих сделай вес и меру, и для уст твоих – дверь и запор» (Сир. 28: 29).

    «Дверь ограждения» и «хранение» своим устам мы должны просить у Бога, поскольку привыкли держать свои уста открытыми и говорим много лишнего. Никакой иной грех так не «легок» и не «приятен», как пустословие. Он способен быстро «сгладить» плохое настроение, аккуратно «прикрыть» лень.

    Он, как ничто иное, доставляет нам много «приятных минут», но при этом отнимает нечто очень важное – пусть небольшой, но все же благодатный плод, который обретает наше сердце после нашей немощной, но все же молитвы.

    А потому христианину, искренне молящемуся об исправлении молитвы, «яко кадило», также искренне следует бороться с пустословием, многословием и, разумеется, сквернословием. «Тогда только следует говорить, когда слова полезнее молчания», а это, согласимся, нечасто случается.

    4. «Не уклони́ се́рдце мое́ в словеса́ лука́вствия, непщева́ти вины́ о гресе́х».

    Этот непростой, как кажется, стих содержит достаточно простую мысль: «Не уклони сердце мое к словам лукавым для измышления извинения во грехах». Как самоосуждение для человека – великое благо, так самооправдание – великое зло.

    Вот как говорит об этом святитель Иоанн Златоуст: «Ты, возлюбленный, когда согрешишь, говори: я согрешил. Нет ничего справедливее такого оправдания. Таким образом ты умилостивишь Бога; таким образом и сам себя сделаешь более медленным на те же грехи.

    А если станешь отыскивать пустые предлоги и освобождать душу от страха, то усилишь в ней расположение снова предаваться тем же грехам и много прогневаешь Бога».

    Грех естественным образом порождает в душе чувство вины и ощущение неизбежности наказания. Возникает желание куда-то от этого спрятаться. Когда человек не вполне понимает значение покаяния, тогда и возникает самооправдание как попытка спрятаться от ответственности.

    Самооправдание порождает для человека существенное зло: чем более человек сам себя оправдывает, тем более осуждается Богом.

    А потому тот христианин, кто стремится к нерассеянной и плодотворной молитве, должен избегать самооправдания, ибо просить Бога о милости и одновременно привлекать на себя Его осуждение – то же, что одной рукой что-то строить, а другой все тотчас же разрушать.

    Воздевание рук во время молитвы – очень древняя внешняя форма обращения к Богу, хотя в современной богослужебной практике она используется священниками нечасто. Основная мысль этой формы-образа – дать возможность человеку как можно сильнее выразить устремленность его к Богу и Небу.

    Выразить и затем – по принципу перехода от внешнего к внутреннему – помочь устремиться к Богу его уму, его сердцу и воле. Песнопение «Да исправится молитва моя» именно об этом. Это молитва о том, чтобы наше внешнее благочестие пришло наконец в гармоничное единство с нашим внутренним миром.

    И, наверное, поэтому оно так полюбилось нашим православным людям.

    Священник Димитрий Выдумкин

    Полностью здесь: http://www.pravoslavie.ru/

    Источник: http://darnahram.ru/sunday-sheets/3348/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.