Чувашская языческая молитва

Содержание

Сила чувашской магии

Чувашская языческая молитва
ting_liНе только песня строить и жить помогает. Иногда помогает магия. Вот был у меня такой случай.

Было мне лет 17, с только что полученной стипендией (целых 40 рублей) пошла я радостная прогуляться на центральный рынок. Солнышко сияет, и я вся такая умиротворенная и беззащитная, т.е.

сняла с себя всю защиту и не готова была к труду и обороне. А на рынке ходили, конечно, цыгане и приставали ко всем с вопросами типа, как проехать к железнодорожному вокзалу. Хотя они сами могли туда попасть наверно и с завязанными глазами. И когда ко мне обратились с таким вопросом, я наивно на него и ответила.

И все пошло по сценарию наработанному – “дай, я тебе, такой хорошей погадаю и т.п.” Полный гипноз. Когда она отстала от меня – смотрю – денег нет. А надо сказать, в наказание за то, что я не пошла в мединститут (или, на худой конец, медучилище) я 3 года жила на голую стипендию, и одежды мне тоже не покупали.

Ну, иногда трешка или пятерка перепадали – и все.

Поэтому я пошла обратно к цыганам и начала требовать вернуть мне мои деньги. Надо сказать, их была там целая толпа цыганок с цыганятами, неподалеку паслись их мужчины. И начали мы ругаться-материться. Все это было в центре города, средь бела дня, толпа народу вокруг собралась, никто, естествено, не заступался. Некоторые говорили, что я сама дура. Рядом оказался и милиционер, который бекал-мекал кукарекал и говорил – “ну, что я могу тут поделать”, и ничего не предпринимал. Я этих цыган и к совести пыталась призывать – и все без толку. 
Я все не отставала и ругалась. Тогда по обычному цыганскому сценарию они начали мне угрожать колдовством, что мол заколдуют меня по самое не могу. На что я сказала, что мне их цыганское колдовство до лампочки, я – чувашка и чувашская магия покрепче будет, и несколько раз в их сторону выразительно показала растопыренную ладонь, со словами “пусьна пултар”. И ведь что интересно, после этих моих жестикуляций ко мне подошла грязная цыганская девочка и со словами – ” возьми свои деньги, мочалка @ъ@$%” дала мне 35 рублей. Пять рублей они себе, видимо за труды, оставили. Я деньги взяла и пошла вообще прочь из рынка и потом, завидев цыган, издалека переходила на другую сторону улицы. Сначала я наивно думала, что я так классно ругалась, но, на самом деле, главный фактором тут было суеверие цыган и слава чувашей как самых крутых колдунов.И ведь не только цыгане в это верят. В нашей деревне аж несколько бабок профессионально занимались ведовством. Одна за короткое время купила всем своим многочисленным детям по машине и дому. А наша соседка, которая своей стервозностью изрядно моим родителям попортила нервы, вообще на этом поприще была знаменитость. Бывало, куча машин (в те временя, когда они мало у кого были) у ее дома было припарковано. Люди с двумя высшими образованиями к ней приходили. А она была просто ленивая неграмотная наглая старуха. А сейчас в России суеверие вообще обрело государственные масштабы. Почитаешь газеты – волосы дыбом встают.

Так что, при такой атмосфере вполне логично, что, как до меня иногда доходят слухи или некоторые толсто намекают, обвиняя меня, чувашскую колдунью, во всех своих бедах. Хотя дело, конечно, в их собственном глупом поведении и некоторой толике неудачно сложившихся обстоятельств.

Когда людей родители воспитывают так, поднося все готовенькое на тарелочке с голубой каемочкой и большую часть жизни им везет, то каждое невезение они склонны считать чьим-то колдовством, что на них порчу навели. Особенно если я их предупреждала шаман однако, что их глупое поведение может плачевно закончиться.

А тут еще я чувашка, да еще из такой славной местности.

На всякий случай, скажу зашедшим сюда всяким троллям и моим недоброжелателям, бойтесь чувашской магии – которая сильнее, чем вуду.

Не пытайтесь переходить мне дорогу, карму испортите :))
Хорошим людям дарю ноу-хау – будут цыгане приставать, прикидывайтесь ветошью чувашами. Благо, чуваши могут быть как блондинами, так и брюнетами, и выглядеть как угодно.

Я никогда не встречала чувашей негров и также с сильно монголоидными чертами лица, а все остальные типы внешности вполне возможны.

Музыкальное сопровождение – частушка из нашей деревни, для понимающих:

“Анаткасра пуранап – сьынна усал куранап,Сьынна усал кураннипе хам саванса пуранап. “Пардон, специальные шрифты устанавливать лень.

ting_li

Когда я была маленькая и читала Чуковского, до меня не сразу дошло, что за насекомое он описывал. И почему-то я решила, что он имел в виду пауков. Завидев большого страшного паука, я кричала -“Таракан!!АААааа!” На что старшие на меня цыкали и терпеливо объясняли, что это паук (эрешмен), а не таракан.

А тараканов у нас нет, и нечего так кричать и перед соседями позорить. Вдруг подумают, что они у нас есть. Ну, я совсем маленькая была, наверно 3-4 года. Так что извиняет. Так все свое детство я и прожила в неудовлетворенном любопытстве об экзотическом насекомом.

Картинки меня не устраивали, хотелось увидеть живьем.

И вот, в 16 лет (детство закончилось) я поселилась в университетском общежитии. Встреча с таинственным существом состоялась. Мое любопытство было удовлетворено не строицей, а намного больше. Бойся своих желаний – они могут сбыться.Тараканов в той комнате была тьма. И мы все(4 человека) их увидели в первый раз в жизни.

Особенно запомнился такой ритуал: когда надо было вытащить одежду из шкафа, мы резко открывали дверку, отскакивали в сторону (сыпался дождь тараканов), осторожно и быстро хватали нужную вещь, энергично трясли, после тщательной инспекции одежда была готова к употреблению.

Приехав на побывку домой мы все по привычке исполняли этот ритуал, к немалому удивлению домашних. Никакой дихлофос их не брал, китайских карандашей тогда не было. Когда мы собирались ехать домой, то вещи упаковывали очень тщательно, все хорошо осматривали, дабы не привезти домой “подарочек”.

Такого количества тараканов как тогда на 1-м курсе я больше не видела.Конечно, всю мою общежитскую жизнь тараканы неизменно жили рядом, пока не появился желтый такой китайский карандаш. Я к ним так и не смогла привыкнуть. Я не боюсь мышей, всяких козявок, жаб спокойно в руки беру.

И только таракан может вызвать у меня приступ визга.Самое противное – я не 100%-но гарантирована от их общества. Говорят, что сейчас пошли клопы и тараканы нового поколения, устойчивые к хим.средствам. И что их можно привезти даже из пятизвездной гостиницы. Информация из приличных американских журналов.

Люди – будьте бдительны!

так что, когда муж уезжает в командировку грустно не только потому, что он уезжает, но что появляется и опасность встречи со старыми знакомыми.

Page 3

Источник: https://ting-li.livejournal.com/13692.html

Язычество у чувашей – культ киреметь

Чувашская языческая молитва

К тому же чувашская языческая религия, сохранившаяся в той или иной степени, чаще на уровне индивидуальной обрядности в среде самого народа, не может оставаться без должного внимания. Цель изучения данной темы была ссужена до обычно-правовых традиций в дохристианских религиозных верованиях чувашского народа на примере культа киреметь.

Оценивая степень религиозного влияния культа киреметь на обычное право чуваш, нужно привести слова К. Фукс, «чуваши изобрели себе особенную рели­гию, которая для сих детей природы есть самая натуральная, и, без сомнения, древнейшая», так же примечательно выска­зывание Я. Марра:

«О силе, устойчивости и высоте древнейшего культурного уровня чувашского национального самоопределения можно судить уже по одному факту длительного сохранения чува­шами родной языческой религии и ее хозяйственно-общественного бытования»

Из высказываний К. Фукс и Я. Марра можно сделать следующий вывод: чуваши, являясь глубоко верующими, старались придерживаться всех канонов религиозно-правового поведения, не выполнением которого, по их мнению, наказывалось Тора (Тура) или же киреметь. Тем самым религия выступает в роли и судьи и закона.

Рассматривая роль киреметь в жизни чувашского народа нужно отметить, что оно было неоднозначно во многих вопросах.

К примеру, этим же именем с прибавлением местных качественных эпитетов, называется и все неисчисляемое злобное потомство киреметь, обитающее в деревьях и оврагах; также название в переносном значении духа употребляется в обращении к добрым духам – ыра киреметсем – добрые киремети. Наконец этим же самым словом называется и сами места поклонения и жертвоприношения» киреметь1.

По определению А. Альквиста, В.А. Сбоева и Н.И. Золотницкого, киреметь есть высшее существо в царстве злых божеств и состав­ляет оппозицию божеству Тура. По мнению К.С. Мильковича, X. Паасонсна, Т.С. Пассек и Б.А.

Латынина, данное божество злое, коварное и гневное, как объяснял В.А. Сбоев, киреметь по про­исхождению был добрым, но сделался злым из-за стечения раз­личных обстоятельств.

В марийской мифологии он – божество зла, брат и противник демиурга Кугу-юма.

Видимо, близок к истине М. Васильев: марийцы с принятием христианства испытали сильное влияние русских и на многие свои верования, в том числе и на киреметей, стали смотреть глазами русских, т.е. как на злых божеств. Аналогично обстоит дело у удмуртов.

Здесь он выступа­ет как источник зла и противостоит своему добродетельному бра­ту Инмару. И чуваши, и марийцы, и удмурты молятся киреметь, приносят ему жертвы, стараются ублажить. Если Тура просят, то киреметь следует угождать.

В этом главное отличие в ритуаль­ном обращении к главным божествам.

В принципе, киреметь амбивалентен, т.е. добрый и злой одно­временно. Соответственно, он в одном лице бывает и свирепым, и смирным1. Тем самым киреметь может и защищать, и наказывать. Все зависело от поведения самого человека, которое должно было соответствовать нормам общественного поведения

Одним из наиболее тяжких преступлений в среде чувашского народа считалось воровство у самой киреметь или же нанесение ему, какого-то ни было урона.

Воровство собственности киреметь, по мнению народа, строго осуждалось и наказываюсь болезнями, различными несчастиями. В таких случаях воры натыкались на «гнев злого духа», которого уже ничем нельзя было умилостивить2.

Ответственным за сохранность имущества киремети назначался один из жителей деревни «киремет-кетŷςё» (пастух, «сберегатель керемети»).

Кроме наблюдениями за сохранностью, он следил и за тем, чтобы жители не рубили деревья, не косили траву и не ловили рыбу.

Как бы не нуждался чуваш в деньгах, он скорее решался умереть с голоду, чем воспользоваться жертвой киремети. Если крестьянам в поле попадались гусь, утка, либо курица, они не только не забирали этих домашних птиц себе, но и обходили данное место за две версты

Чуваши, кроме страха перед киреметь, сдерживались от кражи его собственности из «опасения быть за то побитыми узнавшими об этом однодеревенцами»[3].

В своих воспоминаниях великий просветитель чувашского этноса И. Я. Яковлев писал, что возле старых деревьев в д.

Кошки Буинского уезда за много лет скопилась целая груда серебряных и медных монет, принесенных в жертву злым и добрым духам, которых никто не смел трогать1.

Нужно отметить, что страх наказания, заставлял чувашей не только обходить место расположения киреметь, но охранять «всем миром» киремтище от посягательства на него других людей. Считалось, что потревоженная киреметь будет непременно мстить, тем самым чуваши всячески старались не навлечь на себя гнев киреметь.

К примеру, в 1910 г. крестьянин д. Вотлан Ядринского уезда Порфирий Ятманов арендовал около д. Тенеево землю, на которой в прошлом совершались жертвоприношения киреметь. Земля эта принадлежала крестьянам д. Куганары Ядринского уезда. Весной при попытке распахать арендованную землю жители д. Озерное Тенеево, боясь мести киреметь, вышли с дубинками и не допустили Ятманова.

Между тем, арендатор рассчитывал на получение от этой земли зерновых культур в 10 десятин, а также на находку старинных монет, оставленных в жертву киреметь2. Так же крестьяне не рубили старые деревья, потому что в прежние времена возле них совершали жертвоприношения3. Считалось, что если кто-либо срубил жертвенное дерево, то умирал срубивший или его родственник[4].

Как уже упоминалось ранее, одной из основных функций киреметь, является наказание за нарушение принятых в общине правил поведения. К примеру, хотелось бы отметить, что в 1884 г.

в чувашской деревне Синьялы Норусовского прихода Ядринского уезда случилось 8 пожаров один за другим, пострадала почти вся деревня.

Распространился слух, что накануне каждого пожара сзади сгоревших зданий появлялась какая-то женщина, которая определенно что-то высматривала. Эту женщину видели многие жители деревни.

Появлялась она перед закатом солнца, потом куда-то исчезала. Чтобы выяснить все обстоятельства дела, крестьяне пригласили трех авторитетных йомзей. Те потребовали чашку с водой, посмотрели в нее и объявили:

«Под корнем вяза, росшего близ деревни, несколько лет тому назад была скрыта одной матерью незаконнорожденная ею девочка. Эта девочка достигла брачного совершеннолетия, она-то по вечерам и ходит позади строений жителей, высматривая себе жениха. Навещать деревню она будет до тех пор, пока в деревне не останется целых только 8 домов; в одном из них она и найдет себе жениха..»1.

Чувашский священник с. Малые Яуши М.Д. Дмитриев сообщил В.К. Магницкому, что в крестьянской среде действительно шли названные слухи, но также добавил, что вяз срубило общество, чтобы сварить мирское пиво для моления киремети, в том же году и начались пожары. По его словам следует, что виновником пожаров был «дух-киреметь», мстивший жителям деревни за вырубку вяза, его места обитания.

Согласно официальной версии случившегося, поджогами мстили новожилы деревни, которых хотели изгнать старожилы. Конфликт дошел до судебного разбирательства. Решение суда было принято не в пользу новых жильцов, которые были вынуждены навсегда покинуть деревню. По словам Т.С. Семенова, марийцы Уржумского уезда перед пожарами также видели «таинственных огненных женщин»2.

В среде чувашского народа так же налагался запрет на сквернословие и ругательство, за что киреметь так же наказывал

Если чуваши ссорились во время жертвоприношения, то, согласно их традиционным верованиям, должен был умереть человек3. Если чуваши ругались на киремети, то Богу, по словам крестьянина д. Юськасы Цивильского уезда Василия Разумова. нужно было принести в жертву барана, а киремети гуся4.

Крестьяне отмечали возможные заболевания в зависимости от обстоятельств ссоры.

Так, виновниками желтухи могли быть ссорившиеся у воды, особые болезни приписывали ссорам между солдатами, людьми разных вероисповеданий и т. д.

Иногда достаточно было пройти мимо ссорящихся или одного взгляда участника ссоры, чтобы заболеть «аншартом»1. Особенно опасной была эта болезнь для беременных женщин и детей, находившихся в материнской утробе2.

Наказывая же виновных, киреметь выступает в качестве защитника. К нему возводилась следующая молитва: «Ах, киреметь, такой-то человек отнял у меня чуть ли не половину земли пропахал.

Ой, киреметь! Заступись, накажи его, я тебе когда-нибудь совершу чŷк». Обиженный человек надеялся, что его враг все равно будет наказан.

Киреметь и Тура одинаково воспринимались чувашами заступниками незаслуженно обиженных3.

Так же в качестве одного из защитников незаслуженного обиженных выступает Хаяр киреметь, который поражает всех, кто находится поблизости этой киреметь, в том числе и обидчика.

При этом у пораженного этой киреметью поднимается жар, он находится в состоянии между жизнью и смертью.

А для того, чтобы избавиться от болезни вызванной киреметью, необходимо принести в жертву либо черную лошадь, либо черного быка, либо черную овцу4.

Еще одной из функций киреметь, направленной на правовое регулирования общественной жизни является оформление клятвенных заверений и испытаний

Для примера можно привести слова  П.С.

Палласа: «Есть ли кто должен клястися, того приводят в Керемет и там принужден, по многократном заклинании, есть обыкновенное у Татар и Чуваш кушание, состоящее в голушках с коровьим маслом в воде вареных, что у них салма называется. Но для испытания ложной клятвы поят ответчика соленую водою; и естьли он при том будет кашлять, то признавают его виноватым»1.

В случае кражи, например, если подозрение падало на кого-нибудь из соседей, в Чебоксарском уезде бытовал обычай печь хлеб из кислого ржаного теста, замешанного на воде «от семи киреметь».

Созвав соседей, а иногда весь околоток деревни, каждого заставляли съесть кусок такого хлеба.

По верованиям чувашей, «вор съесть этот хлеб не решится, а если съест, то его заломает так, что он от смерти ничем не отделается»2.

В.А. Сбоев: «Если чувашенина подозревали в каком-либо проступке, в каком он, однако, же не осознавался, то его заставляли перешагнуть через сухую, зажженную с обоих концов лутошку (согласно словарю В.И. Даля, «лутошка» (лутоха) – очищенная от коры липовая палка3), которая нарочно для этой цели киреметь-пахаканом (смотрителем киреметь) должна быть вырублена с киремети.

Переступая через лутошку, он должен сказать: «да буду я также сух, как эта палка, если говорю неправду», и потом, припав к земле, выпить поставленный подле лутошки стакан вина или соленой воды, поцеловать землю и съесть с конца ножа круто посоленный кусок хлеба»4. Названная церемония совершалась на мирском сходе, вне села или же у киреметь, но всегда в присутствии многих свидетелей.

В исследовании В.К. Магницкого данному ритуалу посвящена специальная глава «Присяга» (Причак). К присяге чувашей приводили по желанию потерпевшего или по предложению мирской сходки (халăх), как правило, с целью обнаружения виновников кражи. Ссылаясь на слова сельского учителя Андрея Егорова, Магницкий отмечал, что для проведения обряда в д. Маслово Чебоксарского уезда сельский староста созывал всех мужчин и женщин от 7 до 70 лет в поле, где находилась киреметь

Потерпевший выносил стол с караваем хлеба, с солью и ножом.

Перед ним на землю он клал липовую лутошку, а в горбушку хлеба втыкал конец ножа и, обмакнув в солонку, часть откусывал, говоря: «Ком ман ябалазане вурланы, она киреметь кордыр, косьне соккыр тудыр, алла-сыр, ора-зыр тудыр, сиймазыр, сызаймазыр вильдэр!» («Кто украл мои вещи, тому киреметь пусть отомстит, да сделает его слепым, безруким, безногим, пусть тот умрет от невозможности есть и испражняться!»).

После этого пострадавший умывался водой из ведра со словами: «Сяк шыва сьирь сьотны бек, вурра съир сьоттыр!» («Как поглотила эту воду земля, так да пожрет земля вора!»). Наконец, перешагнув через лутошку, говорил: «Сяк патак пек хордыр!» («Пусть высохнет (вор) подобно сухой лутошке»).

Вслед за обокраденным тоже самое повторяли и остальные. Если же кто-нибудь наступал на эту лутошку во время перешагивания, то его признавали вором, заставляли налить миру вино. Вместе с тем, такие промахи из-за болезненности глаз у большинства чувашей, по словам А. Егорова, были нередки1.

В целом, испытания, связанные с употреблением специально приготовленной пищи, с целью выявления виновного проходили довольно часто. Они были направлены на то, чтобы виновный мучился от боли, либо же умер.

Но, как правило, дело не доходило до употребления этих «даров киремети». Религиозные чуваши в страхе перед карой киремети, признавали сами.

Можно полагать, что если даже и были случаи со смертельным исходами в процессе испытаний, то они были вызваны ничем иным, как психологическим отношением испытуемого.

Подводя итоги нужно отметить, что культ киремети играл существенное значение в жизни чуваш-язычников. Киреметь, внушая страх, приобрел и некоторые сакральные функции, которые утверждали его на второе по значимости место после Турặ. Внушая страх, он регулировал процесс выполнения норм обычного права, карая за непослушание и недостойное поведение, защищая обиженных и наказывая виновных

Вера людей была основана на справедливости киреметь, а решение киреметь они уже пытались узнать по-своему, проводя обвиняемого через испытания, которые непременно были связаны с употреблением специально приготовленной пищи.

Несмотря на то, что как такого поклонения киреметь в современности не наблюдается, и почитания сохраняется только в виде индивидуальной обрядности. Но даже поныне, место расположения одинокого дерева киреметь, либо оврагов, где, по преданию, раньше проводились моления киреметь многие стараются и до сих пор обходить стороной, «от греха подальше».

Публикуется на posredi.ru в сокращении.

Авторы Петров Н.А., Ефимов Д.И.

https://posredi.ru/yazychestvo-u-chuvashej.html2016-01-04T18:43:55+05:00Сергей СиненкоНародознание и этнографияПосреди РУЧувашияистория,обычаи,чуваши,Чувашия,этнография,язычество Язычество у чувашей – культ киреметьНа стыках исторических эпох появляется необходимость переосмысления не только настоящего, но и прошлого. В этой связи рассмотрение общины и обычно-правовых традиций в дохристианских верованиях чувашского народа, представляется актуальным.К тому же чувашская языческая религия, сохранившаяся в той или иной степени, чаще на уровне индивидуальной обрядности…Сергей СиненкоСергей Синенко s705705@yandex.ruAuthorПосреди России

Источник: https://posredi.ru/yazychestvo-u-chuvashej.html

Чувашское язычество, ч.1

Чувашская языческая молитва

Моление огню

На территории России осталось совсем немного народов, которые сумели сохранить свою традиционную этническую религию и донести ее до наших дней, несмотря на насильственную христианизацию, воинствующий атеизм советской эпохи и прочие трудности.

В чистом виде дохристианские (или домусульманские) верования не сохранил никто, но мы не погрешим против истины, если скажем, что языческие культы некоторых коренных народов России и поныне существуют – не как лубок и зрелище для туристов, но как живая и непрерывная традиция.

Таким народом являются чуваши – западные тюрки, прямые потомки волжских булгар, пережившие татаро-монгольское нашествие, воспринявшие изрядный финно-угорский компонент и так до конца и не христианизированные. Традиционная вера чувашей ведет свои истоки от тенгрианства – системы религиозных воззрений древних тюрков – и во многом продолжает его традиции.

Но прослеживая историю чувашского язычества как самостоятельной системы, мы должны переместиться на тысячу лет назад, когда клубок политических противоречий в Среднем Поволжье привел к событиям, имеющим принципиальное значение для нашей темы.

Начало X века. В Поволжье идет напряженная борьба между двумя хорошо развитыми государствами – Волжской Булгарией и Хазарским каганатом.

Булгары и хазары – народы, близкие по происхождению и языку; по стечению исторических судеб и те, и другие довольно рано заняли обособленное положение в тюркском мире, что сыграло впоследствии свою немаловажную роль.

Как известно из истории, религия в это время была чуть ли не главным инструментом политических игр.

Большие и амбициозные государства одно за другим вставали перед необходимостью отказаться от традиционной веры и выбрать одну из авторитетных религий, которые впоследствии назовут “мировыми”: идеи авраамических религий гораздо больше соответствовали целям ломки родовых отношений и установлению отношений феодальных, основанных на покорности единоличному носителю власти.

В Хазарии такой религией стал иудаизм: еще в 740 году военачальник Булан инициировал переход части хазар в столь экзотическую для этих мест веру, после чего влияние иудаизма в стране неуклонно возрастало. В условиях военного противостояния с южными соседями булгарский царь Алмуш в 922 году принимает посольство из Багдада и официально провозглашает официальной религией Булгарии ислам. Последовал обращение населения в новую веру, однако далеко не все его подданные проявили покорность:

“В это время он приказал произвести перекочевку племен, послал за народом суваз, чтобы те последовали за ним. Сувазы же ему отказали. Племя разделилось на два.

Одна часть, состоящая из разного отребья, объявила себя независимой и во главе у них стоял некий самозванец Вырыг.

Царь же послал к ним человека и приказал: «Воистину, могучий и великий Аллах даровал мне ислам и верховную власть повелителя правоверных, и я, раб Аллаха, обязан исполнить возложенное на меня дело. И кто мне будет противиться в этом, того я поражу мечом”.

(Из записок Ахмеда Ибн-Фадлана, секретеря багдадской дипломатической миссии в Булгарии)

Как полагают ученые, именно восставшее против насаждения ислама племя сувазов, нелюбезно названное усердным миссионером Ибн-Фадланом “отребьем”, составило впоследствии основу чувашской нации. Ислам стал государственной религией Булгарии, а сувазы-чуваши – единственными хранителями во многом уникальной языческой традиции.

Что же представляет из себя чувашское язычество?

Çимĕк – языческий праздник поминовения усопших

Начнем с того, что не совсем корректно называть традиционную веру чувашей язычеством: ведь речь идет о монотеистической религии. Единого Бога чуваши называли Турă (чувашская форма имени Тенгри). Помимо этого, разумеется, существовала вера в многочисленных добрых и злых духов, но ни один из них по уровню почитания не мог соперничать с единым Богом. О статусе Турă красноречиво говорят и эпитеты, которыми его наградили чуваши: Çỹлти Турă (Всевышний Бог), Пĕр Турă (Единственный Бог), Мăн Турă (Великий Бог).Турă – создатель мира, источник всех земных благ, хозяин человеческих судеб. На лобной кости черепа каждого человека затейливыми рубцами (турă çырни) пишет Турă его судьбу. Но никто, кроме Бога, не может прочитать эти знаки: кожа лба скрывает их от любопытных.

Вся система чувашских жертвоприношений и молитв говорит о монотеистическом характере чувашской традиционной религии: молились ли чуваши о дожде и богатом урожае, совершали ли благодарственное жертвоприношение – во всех этих молитвах упоминается лишь один бог – единый Турă.

Любимый цвет Бога – белый, и поэтому именно животных белой масти обычно приносили ему в жертву.

Встречались у чувашей и более мелкие жертвоприношения, но статус подобных обрядов был совсем иным: это были небольшие искупительные жертвы злым духам, чтобы сохранить с ними хорошие отношения и избегнуть, таким образом, болезней, мора и др.

Обряд Учÿк в деревне Чĕркĕн (Татарстан, Апастовский район)

На протяжении своей истории чувашское язычество неоднократно подвергалась значительному влиянию других религий. Первым на этом пути был зороастризм. Отсюда – культ огня и традиция сооружения намогильных памятников(юпа) в виде столба. Отсюда же – тот дуализм, который лежит в самых основах народной веры: вечное противостояние добра и зла, света и тьмы, Бога и злого демона. Последний при этом носил имя… Шуйттан: отказ от ислама не стал препятствием для проникновения отдельных элементов мусульманской веры.

Некоторая часть населения Волжской Булгарии всё же приняло мусульманство, но оно по началу имело поверхностный характер: угрозы царя Алмуша “поразить мечом” неверных остались только угрозами.

Даже в начале XIII века венгерский путешественник монах Юлиан сообщал, что Волжская Булгария — «великое и могущественное царство, с богатыми городами, но все там — язычники». Многие из тех жителей Волжской Булгарии, которые первоначально приняли ислам, вскоре отпали от чужеродной религии и вновь вернулись к язычеству.

Вероятно, эта группа составила еще один значительный компонент складывающегося чувашского этноса. Которому предстояло пережить настоящую катастрофу: близилось татаро-монгольское нашествие.

?

|

istinataОригинал взят у frau_perez в Кто это был на конференции Обамы в американо-израильском комитете?7 марта 2012 года в Вашингтоне проходила конференция AIPAC – Американо-израильского комитета по общественным связям. На ней выступал с речью президент США Барак Обама. На фрагменте записи с конференции автор данного видео углядел довольно необычного человека.
Тот выглядел как агент безопасности и когда он стоял лицом к камере, в полутени, облик его лысой  головы еще был похож на человеческий. Но когда того же самого человека показали немного издали, в профиль, по коже многих пробежали мурашки. Черты лица его настолько смазаны, словно на нем надета маска, а глазные впадины темные и глубокие. Он очень сильно отличается от окружающих его людей в зале.
Серый, рептилоид, робот? Скотт Уоринг на своем сайте полагает, что в реале в том зале вряд ли кто-то заметил странность внешности этого человека, но вот видеозапись его раскрыла, так как цифровые  камеры часто видят то, что не замечает человеческое зрение.

http://wisaev.livejournal.com/276525.html

Источник: https://istinata.livejournal.com/101320.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.