Да минует меня чаша сия молитва

Моление о чаше. Евангельские события — Евангельские места. Путеводитель

Да минует меня чаша сия молитва

С точки зрения христианских богословов является выражением того, что Иисус имел две воли: Божественную и человеческую.

Моление о чаше, Эль Греко, 1605 год Эль Греко (1541–1614), Public Domain

Евангельский сюжет

Моление о чаше описано всеми евангелистами, кроме Иоанна, который только сообщает, что

«Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад» (Ин.18:1).

ЕвангелиеТекст
От Матфея (26:36-46)Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Своё, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё ещё спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предаётся в руки грешников; встаньте, пойдём: вот, приблизился предающий Меня.
От Марка (14:33-42)И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы всё ещё спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предаётся Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня.
От Луки (22:40-46)Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, Он пришёл к ученикам, и нашёл их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.

Все три евангелиста описывают моление Христа одинаково, только Лука упоминает о явлении ангела и о кровавом поте Иисуса. Также только Лука называет причину сна учеников Иисуса Христа — «нашел их спящими от печали».

Моление о чаше, Джованни Беллини, 1465—1470 Джованни Беллини (1430–1516), Public Domain

Матфей и Марк повествуют о троекратной молитве Иисуса:

  • Первый раз Он молился об отвращении от Него чаши страданий — «да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты»;
  • Второй раз изъявляет уже прямую покорность воле Божией (у Луки Eму был послан ангел, чтобы укрепить Его в этой воле) и восклицает — «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя»;
  • Третий раз Он повторяет своё второе моление и возвращается к ученикам сказать о приближении предателя: «вот, предаётся Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдём; вот, приблизился предающий Меня».

Место действия

Согласно евангельскому повествованию, Иисус пришёл для Своей молитвы перед арестом в Гефсиманский сад, расположенный внизу склона Елеонской горы около ручья Кедрон, восточнее от центра Иерусалима. По данной причине в христианстве Гефсиманский сад почитается как одно из мест, связанных со Страстями Христа и является местом христианского паломничества.

Моление о чаше, Андреа Мантенья, 1455 год, деталь триптиха в Сан-Дзено Маджоре Андреа Мантенья (1431–1506), Public Domain

Место, где молился Иисус Христос, в настоящее время находится внутри католической церкви Всех наций, построенной в 1919–24 гг. Перед её алтарём находится камень, на котором, по преданию, молился Христос в ночь своего ареста.

Богословское толкование

Богословы видят в словах Гефсиманской молитвы Иисуса подтверждение того, что Он имел две воли: Божественную (общую с Богом Отцом) и человеческую (полученную в связи с Его вочеловечеванием).

Афанасий Великий считал, что моление Христа о чаше:

«показывает этим две воли: человеческую, свойственную плоти, и Божескую, свойственную Богу; и человеческая, по немощи плоти, отрекается от страдания, а Божеская Его воля готова на него».

Гефсиманское моление Иисуса Христа, с точки зрения богословов, было выражением Его страха перед смертью, свойственного человеческой природе.

«Когда воля человеческая отказывалась принять смерть, а воля Божественная позволяла этому проявлению человечества, тогда Господь сообразно Своей человеческой природе находился в борьбе и страхе. Он молился, чтобы избежать смерти. Но так как Его Божественная воля желала чтобы Его воля человеческая приняла смерть, — страдание стало вольным и по человечеству Христову».

— Иоанн Дамаскин

Феофилакт Болгарский в своём толковании на Евангелие от Матфея пишет:

«Желает, да мимо идет чаша сия, или во свидетельство того, что Он, как человек, естественно отвращается от смерти, как выше сказано, или потому, что не желал, чтоб Иудеи впали в такой тяжкий грех, за который должно было последовать разрушение храма и гибель народа.

Хощет однакоже, да будет воля Отча, дабы и мы знали, что должно более повиноваться Богу, нежели исполнять собственную волю, хотя бы природа влекла к противному.

Или для того молился, да мимо идет от Него чаша, чтоб не вменился Иудеям грех, подобно как и Стефан, научившись у Него, молился о побивающих его камнями, дабы не вменилось им это в грех».

Источник: https://gospel-ru.touristgems.com/history/7845-molenie-o-chashe/

Иисус не хотел умирать? Чего боялся и о чем молился Христос в Гефсиманском саду

Да минует меня чаша сия молитва

Перед тем, как добровольно пожертвовать Собой для спасения всего человечества, Иисус отправился помолиться Отцу. Молитва в Гефсиманском саду была самой сложной в Его в жизни. Хотел ли Иисус умирать? Чего Он боялся и о чем молился в Гефсимании?

Петр Покорны, известный современный библеист, и Ульрих Геккель, богослов и специалист в области экзегетики Нового Завета, в своей книге «Введение в Новый Завет» написали:

В Гефсиманском саду (Мк.14:32-42) Иисус испытывает сильнейший человеческий страх перед смертью, которым уже подготавливается богооставленность на кресте.

При этом характерно, что интенсивное обращение к Богу «Авва» в Гефсимании используется там и только там, где это отношение к Отцу коренным образом ставится под сомнение. Во всех борениях Иисус безусловно соблюдает связь со своим Отцом.

То, что должна свершиться вол Божья, составляет у Марка не предмет просьбы, но естественную предпосылку все молитвы, которая устанавливается с помощью объективного отрицания.

В этой невероятной, противоречащей всякой очевидности уверенности в Боге, в том, что Божья воля, воля Отца — это благая воля, Иисус в час своего бессилия в наибольшей степени являет то, что Он есть Сын. Выразить эту неразрывную связь с Отцом — главная цель гефсиманской перископы у Марка. Слабость учеников составляет лишь фон этого чарующего рассказа.

Моление о чаше, Эль Греко, 1605 год

Святитель Иннокентий Херсонский, епископ Православной Российской Церкви, член Российской академии (1836), член Святейшего синода с 26 августа 1856 года, знаменитый проповедник:

После трудов целого дня, после продолжительной беседы с учениками и некраткого путешествия из пасхальной горницы в Гефсиманию, перед наступлением ужасных страданий некоторый отдых был совершенно необходим для Иисуса.

Вертоград Гефсиманский был вполне удобен и для того, по-видимому, избран. Но не успокоение, а страдание ожидало здесь Сына Человеческого.

Еще не преданный врагам среди учеников и друзей Своих, Он должен был претерпеть то, чему летописи страданий человеческих не представляют примера…

Внутренний сладчайший мир, из ощущения которого сама собой излилась сладкая беседа Иисуса с учениками, внезапно исчез; светлые и утешительные виды Царства Божьего, какими постоянно исполнена была святейшая душа Его, затмились; воображение устремилось в область мрачного и ужасного; Иисус начал скорбеть и тосковать!..

Иисус в Гефсимании, Генрих Гофман, 1886

Может быть, и внешние причины (истощение телесных сил, ночное путешествие через долину потока Кедрского и проч.

) в какой-то мере вызвали это уныние духа; но главный источник его скрывался в самом духе Иисуса – в тех мыслях и ощущениях, которые мы под руководством евангелистов и отцов Церкви, старались раскрыть, по возможности, в предшествующем размышлении.

Не находя для успокоения Своего духа сил в Самом Себе, Иисус обратился с молитвой к Отцу. Когда-то во время нее просветлело лицо Его на Фаворе (Лк.9:29); от нее должен был просветлеть теперь и смущенный страхом креста дух Его.

Смущенный, покрытый потом, Иисус падает на колени, повергается на землю и вопиет: «Отче Мой, аще возможно» (Тебе вся возможна суть), «да мимо идет от Мене чаша сия: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты; да будет воля Твоя!.».

Ответа не было!.. Отец как бы не внимал Сыну! И душевное томление не прекращалось. Напротив, с пречистой душой начала страдать и чистейшая плоть. Великий Потомок Давида вошел в то состояние, когда Его праотец вопиял: «Болезни адовы обыдоша мя».

Искушение кончилось совершенной уверенностью в благотворной необходимости креста, со всеми его ужасами, и притом именно сейчас. После этого Богочеловек снова обрел ту твердость духа, которая отличала Его всю жизнь, среди всевозможных опасностей и лишений и останется с Ним во время страданий.

https://www.youtube.com/watch?v=gGc7prrbl5Q

Так обыкновенно бывает с искушаемыми: чем сильнее борьба, тем более укрепляется ею дух.

Моление о чаше, Андреа Мантенья, 1455 год, деталь триптиха в Сан-Дзено Маджоре

Дэвид Ропер, миссионер, проповедник, автор, заместитель главного редактора «Истины сегодня»:

Глядя на Иисуса в саду, мы видим ту Его сторону, которая редко открывается в Евангелиях: уязвимость Его человеческой природы. Он был в полном смысле Богом, но Он же был и в полном смысле человеком.

Я уверен, что самая большая битва, которую Иисус провел, будучи на земле, произошла именно в Гефсиманском саду.

В пустыне Христос сражался с дьяволом (Мф.4:1-11); в саду же Он сражался с Самим Собой — со Своим человеческим естеством.

Для Иисуса Гефсимания прежде всего была местом отчаяния. «Гефсимания» означает «пресс для выдавливания масла». Такое название соответствует случаю: сюда Иисус пришел, когда на Него всей тяжестью давили грядущие события, когда тень креста грозила сокрушить Его.

Хотя многие познали боль и смерть, никому не пришлось вынести такие мучения, какие претерпел Господь. Если бы в книге рекордов Гиннеса был раздел «Самое сильное страдание», в нем была бы помещена фотография креста.

«Моление о чаше» (мозаика собора Святого Марка) Гефсимания стала для Иисуса не только местом душевных мук. Она оказалась также местом разочарования. Как правило, Христос совершал продолжительные молитвы в одиночестве.

Однако в этот раз Он нуждался в присутствии друзей. Направляясь в глубь сада, Христос «взял с Собой Петра, Иакова и Иоанна» (Мк.14:33). Он попросил их: «Побудьте здесь и бодрствуйте со Мной» (Мф.26:38).

А что ж они? Они заснули.

Сад также оказался местом, где Иисус был всеми оставлен. Когда Христос нуждался в обществе Своих друзей, они спали. А под конец «все ученики бежали» (Мф.26:56).

Но Гефсимания была не только полем битвы; она также стала полем победы.

Во-первых, нужно отметить, что сад был местом моления. Иисус пришел в сад с одной целью — помолиться. Христос всегда молился накануне или во время важных событий в Своей жизни, этот раз не стал исключением.

Гефсимания была также и местом повиновения. Каждый раз, когда Христос молился, Он проявлял все большую покорность воле Своего Отца. Вначале Он молил: «Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26:39).

Молясь во второй раз, Он сказал: «Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (Мф.26:42). Наконец, когда Он помолился в третий раз, у Него появились силы сказать: «Чашу, которую дал Мне Отец, — неужели Я не выпью ее?» (Ин.18:11).

Когда толпа набросилась на Иисуса, не веревки удержали Его от того, чтобы скрыться, а воля Отца.

Ария «Gethsemane» из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда»

Источник: https://www.invictory.org/articles/theology/4069-iisus-ne-hotel-umirat-chego-boyalsya-i-o-chem-molilsya-hristos-v-gefsimanskom-sadu

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.