Когда совершается коленопреклоненная молитва

Содержание

Когда и как делать поклоны. Устав о поклонах

Когда совершается коленопреклоненная молитва

Часто в храме доводится наблюдать картину, когда особо рьяные прихожане, явно недавно воцерковившиеся,  но не удосужившиеся узнать правила Церкви относительно того, когда и как уместно делать поклоны и прочие необходимые действия во время службы, начинают креститься и падать на колени вовсе не впопад.

По правде сказать, я и сам таким был еще совсем недавно. И на меня наверняка так же странно смотрели в храме.

Ведь делать поклоны в те дни или моменты службы, когда их делать не положено — это называется «бесчинством» и свидетельствует скорее не о горячей вере, а о нежелании  узнать самые простые правила поведения в храме.

А ведь по словам Христа, «верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк.16:10).

Итак, для того, чтобы не попадать в неловкие ситуации, нужно знать Устав о поклонах. Да, да, поклоны, как любая другая часть богослужения (как храмового, так и келейного) регламентированы в Типиконе — книге Правил, дабы никто не делал это так, как ему заблагорассудится.

 Кроме поклонов в этом же документе описано, когда нужно и не нужно креститься, становиться на колени и многое другое.

Такой порядок нужен для того, чтобы на службе было единообразие, чтобы никто из прихожан не пытался превозноситься гордостью, показывая особое рвение, а также и для того, чтоб поклоны и наложения на себя крестного знамения не делались тогда, когда это и вовсе неуместно по смыслу службы.

I. Крестимся без поклонов

  1. В начале и конце чтения Св. Писания.
  2. В середине шестопсалмия при словах «аллилуиа».
  3. При чтении и пении Символа веры при словах: «Верую…», «И во единаго Господа Иисуса Христа…», «И в Духа Святаго…».

    сейчас вошло в обычай осенять себя крестом и на словах «Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»

  4. На отпусте при словах: «Христос истинный Бог наш…», при поминовении празднуемых святых.

  5. Допускается совершение крестного знамения без поклонов на Трисвятом в начале утрени, по великом славословии и на литургии, а также при словах «Силою Честнаго и Животворящаго Креста» и при поминании святых, на первом прошении литий и в молитве литии «Спаси Боже…».

  6. В дни Пасхи, когда священник с крестом в руках (трисвечником) приветствует нас словами «Христос Воскресе».

II. Крестимся с поясным поклоном

  1. При входе в храм и при выходе из него 3 раза.
  2. При каждом прошении ектеньи.
  3. При возгласе священника или чтеца, воздающего славу Святой Троице, и других возглашениях священника, по окончании ектеньи и особых, как например: «Слава Тебе, показавшему нам свет».

  4. На литургии при возгласах: «Станем добре, станем со страхом…», «Победную песнь поюще…», «Приимите, ядите…», «Пийте от нея вси…», «Твоя от Твоих…».
  5. При окончании Символа веры на слове: «Аминь».
  6. При чтении и пении слов «Приидите, поклонимся…», «Святый Боже…», «Аллилуиа».

  7. По окончании пения стихиры, тропаря или псалма.
  8. При произнесении имени Пресвятой Богородицы, на прошении и в молитве «Спаси, Боже…».
  9. На каноне на каждом припеве.
  10. При пении на утрени Песни Богородицы при словах «Честнейшую…» и по «…величаем».

  11. При произнесении возгласа «Слава Тебе, Христе Боже…» и последнего перед отпустом.
  12. При окончании отпуста.
  13. При возгласах: «Господу помолимся» или «Ко святому … помолимся».
  14. При благословении священника если оно совещается Крестом, Чашей, иконой, Евангелием, мощами или другой святыней.

  15. При прохождении через церковь всякий раз следует остановиться напротив Царских врат и совершить крестное знамение и поклон.

III. Крестимся с земным поклоном всегда, кроме дней особых, перечисленных в разделе X

  1. При входе и выходе из алтаря трижды.
  2. На литургии при возгласе «Благодарим Господа», при окончании песни «Тебе поем…», после возгласа «И сподоби нас, Владыко…».
  3. При первом и втором явлении Святых Даров.
  4. Кроме того, устав не возбраняет совершить поклон при возгласе «Святая Святым».

В дни великого поста многие поясные поклоны заменяются земными

  1. При входе и выходе из храма.
  2. На славах при чтении кафизмы — три поклона.
  3. На каждом припеве Песни Богородицы.
  4. На «Достойно есть…».
  5. На великом повечерии при возглашениях «Пресвятая Владычице Богородице…» и других.
  6. На вечерне и часах при пении тропаря.

  7. На Изобразительных при пении «Помяни нас, Владыко…» — три поклона.
  8. При пении Великого покаянного канона Андрея Критского на каждом припеве.
  9. На молитве св.

    Ефрема Сирина 3 земных (по одному на каждом прошении), 12 поясных с молитвой «Боже, очисти мя грешного» (читаются не всегда) и 1 земной после повторного полного прочитывания молитвы.

IV. При лобызании святыни

положено совершить крестное знамение с поклоном дважды, приложиться устами (есть обычай прикасаться к святыне челом), после чего совершается еще одно крестное знамение с поклоном. Лобзать икону в лик возбраняется. Икону Христа целуем в десницу, или стопы, или власы. Икону усекновения главы Предтечи лобзаем во власы. Иконы святых или в десницу, или стопы.

V. Креститься не положено

во время чтения или пения псалмов и стихир или тропарей; вообще во время любого пения.

VI. Наклонение головы

  1. Во время чтения Св. Евангелия за богослужением.
  2. На Великом входе.
  3. После особого прошения «Главы наша Господеви приклоните» или иных подобных ему.

VII. Поясной поклон без крестного знамения делается

  1. При словах «Мир всем».
  2. При словах » Благословение Господне на вас…»
  3. При словах «Благодать Господа нашего … буди со всеми вами».
  4. При словах » И да будут милости Великого Бога … со всеми вами».
  5. При словах диакона «и во веки веков» (после «Яко свят еси…»).

  6. При словах священника «вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем…» кланяемся и отвечаем: «Священство (или протоиерейство, иеромонашество, священноархимандритство, ариерейство) твое да помянет… «.

  7. При прочих благословениях священника, если оно совершается рукой, кадилом, свечой.

VIII. Преклонение до земли без крестного знамения

  1. Великим постом при возгласах «Свет Христов…».
  2. При перенесении Святых Даров во время пения «Ныне силы Небесные».

IX. Стоять на коленях положено

  1. Только при чтении особых молитв, предваряемых возгласом «преклонше колена… помолимся».
  2. Великим постом при пении «Да исправится…».
      На коленях стоят присутствующие в алтаре на литургии от слов священника «Приимите, ядите…» и до слов «Изрядно о Пресвятей…».

На самом деле стояние на коленях не свойственно православным и совершается только в перечисленных выше случаях.

Совершив земной поклон, должно сразу встать, но по немощи и болезни, допускается в тех случаях тогда следуют подряд несколько земных поклонов, совершив первый не подниматься с колен до окончания последнего в серии, и встать уже после него.

X. По уставу не положено совершать поклонов (но допускается совершение их как выражение молитвенного настроения молящегося при одиночной молитве или благоговения к святыне)

  1. В дни воскресные, от предпразднства Рождества Христова до Крещения.
  2. От утрени четверга Страстной седмицы до вечерни Пятидесятницы (исключая поклоны перед Плащаницей).

  3. В двунадесятые праздники (кроме праздника Воздвижения Креста Господня, когда совершается общее поклонение Честному Кресту).
  4. В дни причащения Святых Тайн.

  5. Поклоны прекращаются от вечернего входа на всенощном бдении под праздник до «Сподоби, Господи» на вечерне в самый день праздника.

Церковный обычай не запрещает мирянам и священнослужителям, если только это не нарушает единообразия поведения молящихся в храме, совершать крестное знамение и поклоны для выражения своего молитвенного усердия при произнесении особо молитвенных воззваний в стихирах, тропарях, псалмах, молитвах, чтениях Писания и поучений.

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Просмотры (15007)

Источник: https://kazanskii-hram.church.ua/2017/04/04/kogda-i-kak-delat-poklony-ustav-o-poklonax/

Новости

Когда совершается коленопреклоненная молитва
Подробности Создано: 14.09.2015 11:34

Молитвенные жесты. В какое время прихожанин должен осенять себя крестным знамением (то есть креститься), а в какое время должен кланяться? Об этом – наш сегодняшний разговор.

Самый хороший совет, который можно дать человеку, совершенно незнакомому с Уставом богослужения и с правилами поведения во время богослужения, – это следить за тем, как ведут себя священник и диакон. Они крестятся и кланяются – и прихожане должны.

Они встают на колени – и прихожанам нужно преклонить колени. Даже одно наблюдение за тем, что и как делают священнослужители, за короткое время позволит усвоить культуру поведения за богослужением и ответит на многие вопросы.

Странно, но и прихожане со стажем иной раз не знают, как правильно себя вести за богослужением. Это говорит о том, что прихожане не смотрят и не думают над тем, что и как делают священнослужители. Я имею в виду, что и как делают на службе.

Потому что в жизни прихожане как раз очень внимательно следят за батюшками – на какой машине он ездит, как одета его жена и дети и многое другое. 

А надо бы быть внимательными к тому, что и как делает священник не в своей мирской жизни – лишь Бог судья всякому человеку, а за богослужением, потому что тут священник представляет собой не обычного человека, а служителя Божьего. 

Впрочем, мы отвлеклись. 

Поговорим на нашу тему: молитвенное поведение за богослужением.

Поклоны

Существует три вида поклонов: 

1. Простое преклонение головы; 

2. Поясной поклон: мы склоняемся в пояснице. Если следовать строгим правилам, то во время поясного поклона мы должны наклоняться вперед настолько, чтобы коснуться пальцами пола. 

3. Земной поклон: Мы встаем на колени и преклоняемся головой до земли. Потом встаем.

В соответствии с правилами церковного Устава во время богослужения употребляются в соответствующих случаях все три типа поклонов. В какое время – какие, мы сейчас расскажем:

Преклонение головы

Краткое преклонение головы никогда не сопровождается крестным знамением, мы просто преклоняем голову или легко наклоняем корпус: 

А. На слова священника Мир всем; Благословение Господне на вас, того благодатию и человеколюбием…; Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами.

Б. На слова церковных песнопений: припадем, поклонимся. 

В. Всякий раз, когда священник благословляет не Крестом, а рукой. Когда же священник благословляет Крестом (например, после Литургии, на отпусте, или в другие моменты, следует перекреститься и после этого сделать поясной поклон)

Г. Всякий раз, когда священник (или архиерей) благословляет свечами.

Д. Всякий раз, когда тебя кадят. Каждением диакон (или священник) выражает человеку почтение как образу Божию. В ответ мы кланяемся диакону (или священнику). Исключение – в ночь Святой Пасхи. Тогда священник кадит с Крестом в руке и приветствует всех возгласом Христос Воскресе. Вот тут нужно сначала перекреститься, а потом поклониться.

Длительное преклонение головы

При возгласах диакона: Главы ваша Господеви преклоните и Главы наша Господеви преклоним. При этих словах следует наклонить голову и стоять так все то время, пока читается молитва.

Е. Мы преклоняем голову во время Великого входа, тогда, когда процессия священнослужителей останавливается на амвоне.

Ж. Во время чтения Святого Евангелия.

Поясной поклон

Всегда перед поясным поклоном мы осеняем себя крестным знамением!

Осенив себя крестным знамением, мы склоняемся в поклоне:

А. После каждого прошения диаконской ектении, в то время, когда хор поет Господи, помилуй или Подай, Господи.

Б. После каждого возгласа священника, которым тот завершает ектению.

В. Всегда при пении хором: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Г. На каждое: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (во время Литургии).

Д. После пения Честнейшую Херувим.

Е. При чтении акафистов – на каждом кондаке и икосе; при чтении канонов на вечерней службе – перед каждым тропарем.

Ж. Перед началом и после окончания чтения Евангелия, при пении хора: Слава Тебе, Господи, Слава Тебе.

З. Перед началом пения Символа Веры (на Литургии).

И. Перед началом чтения Апостола (на Литургии).

К. Всякий раз, когда священник благословляет Крестом (например, после Литургии, на отпусте, во время пения Многолетия и в прочих случаях). 

Л. Всякий раз, когда благословляют Чашей, Крестом, Святым Евангелием и иконой. 

М. В начале пения молитвы Отче наш.

Н. Проходя мимо царских врат внутри храма, мы также должны перекреститься и поклониться.

Земные поклоны

Земные поклоны отменяются:

А. От Пасхи до праздника Святой Троицы;

Б. От праздника Рождества Христова до праздника Крещения (в дни Святок);

Г. В дни двунадесятых (двенадцати великих) праздников;

Д. В воскресные дни. Однако здесь важно пояснить следующее: хотя с древности воскресный день пользовался особым уважением, тем не менее, некоторые христиане по причине благоговейного отношения к святыне Тела и Крови Христовых хотели и в эти дни делать перед святыней земные поклоны. Так закрепился обычай допускать даже в воскресный день два земных поклона: 

1) после слов священника: Преложив Духом Твоим Святым;

2) и тогда, когда Чашу с Телом и Кровью Христовыми выносят ко всем верующим со словами: Со страхом Божиим и верою приступите. 

Вот в эти два момента земные поклоны даже в воскресный день сделать благословляется. В другие моменты – не благословляется (кроме поклонов перед Крестом и Плащаницей, если они находятся посреди храма).

Первый из моментов – окончание освящения Святых Даров – нелегко отследить, если царские врата закрыты и через них не видно, как священнослужители делают земной поклон. В таком случае, можно совершить земной поклон при возгласе священника: Святая святым.

Если день не воскресный, то к этим двум земным поклонам во время Литургии нужно прибавить еще один. Этот поклон делается, когда Чашу последний раз являют верующим. А это происходит после Причастия.

Когда все причастились, священник заносит Чашу в алтарь, благоговейно погружает в нее частицы, вынутые из просфор, и тихо читает положенные молитвы.

После этого священник поворачивается с Чашей к верующим и возглашает: Всегда, ныне и присно, и во веки веков! В это время тоже положено совершить земной поклон. Если день воскресный, то нужно осенить себя крестным знамением и совершить поясной поклон.

Е. Еще земные поклоны отменяются до вечера для человека, который причастился. Но с началом вечерней службы начинается новый богослужебный день, поэтому начиная с вечера даже причастник может делать земные поклоны.

Мы сказали о том, когда земные поклоны отменяются. Что же сказать про то, когда они, наоборот, положены?

Всех случаев, когда земные поклоны положены, не привести, их много. Важно вот что: всегда, когда молящихся призывают положить земной поклон, этот поклон делают сами священнослужители. Таких случаев много в Великом посту. Смотрите за священниками – и не ошибетесь. 

Стояние на коленях

Сразу скажу, что в православной традиции не принято молиться, стоя на коленях. Этого не знают и иные батюшки. Смотришь, иной раз начинается Евхаристический канон – и все в алтаре встают на колени и остаются в таком положении. Друзья: молиться на коленях – это обычай Католической Церкви. В Православии встают на колени на краткое время:

А. Во время перенесения святыни.

Б. Слушают раз в году коленопреклоненные молитвы в День Святой Троицы;

В. Встают на колени во время молитвы (например, после молебна), когда диакон (или священник) к этому призвал: Преклоньше колена, помолимся.

Г. Можно встать на колени, когда мимо проносят особо чтимую святыню, например Чудотворную икону, мощи.

Но просто так на колени в храме не встают и, тем более, не остаются в таком положении продолжительное время.

Осеняем себя крестным знамением, но не делаем поклона

А. Во время чтения шестопсалмия. Оно читается во время утрени, которая может служиться утром, а может вечером. Также шестопсалмие всегда совершается во время всенощного бдения, то есть в субботу вечером и накануне праздничных дней.

Шестопсалмие состоит из шести псалмов. В середине, после трех псалмов, чтец провозглашает: 

Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже.

Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже.

Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже.

Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй. 

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Шестопсалмие совершается в глубокой тишине и благоговении. Эти шесть избранных псалмов говорят об ожидании человечеством Мессии – Спасителя. Тишина здесь обозначает то состояние, в котором пребывало древнее человечество накануне Пришествия Христова: сосредоточенное ожидание избавления от греха.

Б. При начале пения Символа веры;

Г. В начале чтения Апостола, Евангелия (на Литургии, на Всенощном бдении);

Д. При начале чтения паремий (на всенощном бдении перед большим праздником)

Е. При произнесении священником слов Силою Честнаго и Животворящаго Креста (эти слова встречаются в некоторых молитвах).

Источник. azbyka.ru

Источник: http://kuvekinohram.ru/novosti/114-tserkovnyj-etiket-kogda-krestitsya-kogda-klanyatsya.html

Молитвы коленопреклонные вечерни Пятидесятницы на русском языке

Когда совершается коленопреклоненная молитва

Пречистый, беспорочный, не имеющий начала, невидимый, непостижимый, неисследимый, неизменный, непобедимый, неизмеримый, незлобивый Господи, один имеющий бессмертие, живущий в свете неприступном, сотворивший небо и землю, море и все, находящееся в них, подающий всем просимое прежде прошения.

Тебе молимся и Тебя просим, Владыко человеколюбче, Отца Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, нас ради человек и нашего ради спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Приснодевы и преславной Богородицы, сперва словами учившего, потом же и делом показавшего, когда спасительные страдания претерпел, научившего нас, смиренных и недостойных рабов Твоих, Тебе приносить мольбы, с преклонением главы и колен, о своих грехах и о людских неведениях.Сам, многомилостиве и человеколюбче, услыши нас, в какой день мы ни призовем Тебя, найпаче же в день сей Пятидесятницы, в который, по вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небеса и сидении одесную Тебя, Бога и Отца, Он ниспослал Святого Духа на святых Своих учеников и апостолов, Который и почил на каждом из них, – и все исполнились неистощимой Его благодати и начали говорить на разных языках о великих делах Божиих и пророчествовать.

Вот и ныне, услыши и помяни нас, смиренных и осужденных, молящихся Тебе, Господи, и освободи из (греховного) плена души наши ради милости Твоей. Прими нас, припадающих к Тебе и взывающих: мы согрешили. От рождения – мы Твои, Господи, от чрева матери нашей – Ты Бог наш. Но как жизнь наша проходит в суете, то лишились мы Твоей помощи и стали безответны.

Надеясь же на щедроты Твои, зовем: не помяни грехов юности и неведения нашего, и от тайных наших [грехов] очисти нас, и не отвергни нас во время старости, когда оскудеет крепость наша, не остави нас. Прежде чем мы возвратимся в землю, сподоби к Тебе возвратиться и услыши нас по Твоей благости и благоволению.

Беззакония наши измерь мерою щедрот Твоих, противопоставь бездну сих щедрот множеству согрешений наших. Воззри с высоты Твоей, Господи, на предстоящих людей Твоих, ожидающих от Тебя богатой милости. Посети нас по Твоей благости, избави нас от насилия диавола, укрепи жизнь нашу святыми Твоими и священными законами. Ангела, верного хранителя, пристави людям Твоим. Всех нас собери в Твое царство.

Прости уповающих на Тя, остави им и нам грехи, очисти нас действием Святого Духа Твоего, разруши вражьи козни против нас.

Присоединяем и следующую молитву:

Благословен Ты, Господи, Владыка Вседержитель, просветивший день светом солнечным и ночь осветивший сиянием луны! Удостоивший нас пройти течение дня и приблизиться к началу ночи. Услыши моления наши и всех людей Твоих и, простив всем нам вольные и невольные грехи, прими наши вечерние молитвы и ниспошли на людей Твоих множество милостей и щедрот Твоих.

Защити нас Твоими святыми ангелами, вооружи нас оружием правды Твоей, огради нас истиною Твоею, сохрани нас силою Твоею, избави нас от всякой напасти и всякого навета лукавого.

Даруй же нам, чтобы наступающие вечер с ночью прошли совершенно, мирно, свято, безгрешно, без соблазнов, без мечтаний, как и все последующие дни жизни нашей, по молитвам Пресвятой Богородицы и всех святых, от века Тебе праведно служивших.

Молитва 2-я

Господи Иисусе Христе Боже наш! Еще в жизни с нами пребывающий, мир Твой давший людям и в неотъемлемое владение всегда дающий верным дар Пресвятого Духа. Сию же благодать Твоим ученикам и апостолам еще полнее ниспослав и уста их наделив пламенными языками, так что через них весь род человеческий услышал слово о Боге.

И мы просветились светом Духа и от обольщения, как от тьмы, избавились, даром чувственных и огненных языков и сверхъестественным их действием научились веровать в Сына Божия и славить Его со Отцем и Святым Духом во едином Божестве, силе и власти.

Посему Ты, Христе Боже, Отчее сияние, существа и естества Его неизменный и недвижимый образ, источник премудрости и благодати, отверзи и мне грешному уста и научи меня, как и о чем следует молиться. Ты знаешь многое множество грехов моих, но Твое милосердие победит их безмерность.

Со страхом предстою пред Тобою, повергнув отчаяние души моей в пучину милости Твоей. Ты, Который силою неизреченной премудрости управляешь всею тварью, направь и жизнь мою. Ты, тихое пристанище носимых бурею, укажи мне путь, по которому я пойду.

Дух Твоей премудрости дай моим мыслям, Дух разума дай моему неразумию, Духом страха Твоего осени дела мои! Дух правый обнови во внутри меня, Духом Владычным укрепи непостоянство моих помышлений, дабы я, Твоим благим Духом научаемый на всякий день полезному, сподобился исполнять Твои заповеди и всегда помнить Твое (второе) славное пришествие, когда все мы должны будем дать ответ о содеянном нами. И не допусти меня, Господи, прельщаться тленными красотами мира сего, но укрепи во мне желание будущих сокровищ. Ибо Ты, Владыко, сказал: Если кто просит чего во имя Твое, непременно получит от Твоего присносущного Бога и Отца. Посему и я, грешный, в день сошествия Святого Духа, молю Твою благость: дай мне во спасение, чего я прошу. Ей, Господи, всякого благодеяния щедрый и благой Податель, обильно посылающий по прошению нашему, Ты – сострадателен и милостив, безгрешно принявший в Свое общение нашу плоть, любвеобильно снисходящий к преклоняющим колена пред Тобою, дающий нам очищение грехов наших.

Даждь же, Господи, людям Твоим от щедрот Твоих! Услыши нас со святого неба Твоего! Освяти нас силой спасительной Твоей десницы! Покрой нас кровом крыльев Твоих и не презри создание Твоих рук! Тебе единому согрешаем, но и Тебе единому служим.

Не умеем кланяться чужому Богу, ни простирать руки наши к Богу иному.

Прости нам согрешения наши и, приняв наши коленопреклоненные моления, подай всем нам руку помощи, прими молитву всех как кадило благовонное, принимаемое в Твоем преблагом Царстве.

Молитва 3-я

Приснотекущий, животворный, просветительный источник, всегда сущая с Отцом созидательная сила, Христе Боже наш, все дело спасения человеческого прекрасно совершивший, неразрешимые узы смерти и адовы заклепы расторгший, множество же лукавых духов поправший, Себя за нас в непорочное заклание принесший, тело Свое пречистое, неприкосновенное и недоступное никакому греху, в жертву предавший, и этим страшным и неисповедимым священнодействием вечную жизнь нам даровавший; в ад сошедший и его засовы сокрушивший и сидящим во тьме исход указавший; зла источника и глубинного змия богомудрой приманкой уловивший и узами мрака связавший и Твоею беспредельно могучей силой в тартаре заключивший, в огне неугасимом и во тьме кромешной.О великая Премудрость Отчая! одержимым напастями – великий помощник, пришедший и просветивший сидящих во тьме и сени смертной. Ты – Господь вечной славы, Отца Всевышнего Сын возлюбленный, присносущный Свет от присносущного Света, солнце правды! Услыши нас, молящихся Тебе, и упокой души рабов Твоих, преждеусопших отцов и братий наших, прочих сродников по плоти и всех своих по вере, о них же память творим ныне, ибо у Тебя власть над всеми и в руках Твоих Ты держишь все концы земли.Владыко, Вседержитель, Бог отцов наших и Господи милости, рода смертного и бессмертного и всякого естества человеческого Создатель: являющегося на свет и опять уходящего, жизни и кончины, здесь пребывания и в мир иной отшествия, годы жизни всем определяющий и час смерти назначающий, в ад низводящий и оттуда возводящий, немощью связующий и в силе восстановляющий, настоящее по нужде каждого устраивающий и будущее к пользе направляющий, жалом смерти уязвленных надеждою воскресения утешающий.Владыко всех, Боже Спасителю наш, надежда всех концов земли и сущих в море далече! В сей последний и спасительный день праздника Пятидесятницы раскрывший нам тайну Святой, единосущной, всегда пребывающей, неразделимой и неслиянной Троицы, и ниспославший Святого и животворящего Духа, в виде огненных языков, на святых Своих апостолов, соделавший их благовестниками благочестивой нашей веры, и явивший их исповедниками и проповедниками истинного богословия. В сей совершенный и спасительный праздник благоволивший принять очистительные молитвы о держимых во аде и дающий, заключенным там, великую надежду на получение от Тебя утешения и облегчения от содержащих их горестей.

Услыши нас, смиренных рабов Твоих, молящихся Тебе, и упокой души прежде-усопших рабов Твоих на месте светлом, на месте зеленом, на месте прохладном, откуда удалились всякие болезни, печаль и воздыхание.

И удостой их мира и облегчения в селениях праведных.

Ибо не умершие восхвалят Тебя, Господи, и не те, которые во аде, дерзнут принести Тебе исповедание, но мы, живые, благословляем Тебя и молим, принося Тебе очистительные молитвы и жертвы об их душах.

Присоединяем и следующую молитву

Боже великий и вечный, святый, человеколюбивый, сподобивший нас в час сей стать перед неприступною Твоею славою на пение и хвалу чудес Твоих! Очисти нас, недостойных рабов Твоих, и дай нам благодать, смиренно и с сокрушенным сердцем, приносить Тебе трисвятое славословие и благодарение за великие дары Твои, которые Ты всегда и неизменно даешь нам.

Помяни, Господи, немощь нашу и не погуби нас по беззакониям нашим, но сотвори великую милость с нами смиренными, дабы мы, избежав греховной тьмы, начали ходить в свете правды и, облекшись светоносным оружием, пребывали вне опасности от всякой козни лукавого и за все Тебя, единого истинного и человеколюбивого Бога, со дерзновением прославляли! Ибо воистину великое и подлинное таинство Твое, Владыко всех и Творец: временная смерть Твоих созданий и потом – воскресение и упокоение на веки. Тебе благодарение за все приносим: за наше явление в мир сей и за исход из него, и за Твои верные обещания нашего воскресения и жизни нетленной, которых сподобимся в будущем втором пришествии Твоем. Ибо Ты, Христе Боже, нашего воскресения источник и усопших неподкупный и человеколюбивый Судия, и достойных награды Владыка и Господь. Ты воспринял, по крайнему снисхождению, плоть и кровь нашу и, по безмерной любви к нам, не отрекся от страданий, добровольно подвергнувшись испытанию; так что, будучи искушен, Ты, как обещал, стал помощником нам, искушаемым, возвысив нас до Своего бесстрастия.Прими же наши мольбы и моления, Владыко, и упокой всех родителей наших, и чад их и братьев, и сестер, и души всех, прежде почивших в надежде воскресения и жизни вечной, напиши их имена в книге жизни, всели в недра Авраама и Исаака и Иакова, в страну живых, в Царство Небесное, в рай сладости, вводя всех во святые Твои обители светлыми Твоими ангелами, совоскрешая тела наши в день, который Ты назначил по святым Твоим и неложным обетованиям. Потому что, когда мы покидаем нашу телесную храмину и к Тебе, Богу нашему, возвращаемся, то это, Господи, для рабов Твоих не смерть, но переход от печального к полезнейшему и сладостнейшему, на упокоение и радость. Если же в чем и согрешили мы пред Тобою, милостив буди и нам и отошедшим: ибо нет никого, кто бы был чист пред Тобою от скверны, даже при одном дне жизни его, только Ты один, Господь наш Иисус Христос, явился на земле безгрешным, и ради Тебя все мы уповаем получить милость и оставление грехов.Посему, Боже, по благости Твоей и человеколюбию, ослабь, отпусти и прости грехопадения наши, сознательные и несознательные, явные и скрытые, которые помним или о которых забыли, делом, помыслом или словом, в течение всей жизни и во всех наших сердечных движениях. И скончавшимся подай свободу и облегчение. Нас же, находящихся здесь, благослови, подавая нам и всем людям Твоим благой и мирный конец жизни, на страшном же и ужасном Твоем пришествии открой нам бездну Твоего человеколюбия, делая нас достойными Твоего Царства.Боже великий и вышний, един имеющий бессмертие, живущий в свете неприступном, всю тварь премудро создавший, отделивший свет от тьмы, назначивший солнце для управления днем, а луну и звезды – для управления ночью. Ты сподобил нас, грешных, и в настоящий день в исповедании предстать пред лицом Твоим и принести Тебе вечернюю службу.Сам, человеколюбче Господи, направь молитву нашу как кадило пред Тобою, и прими ее, как благовонное курение. Подай, чтобы наступающий вечер и последующая за ним ночь прошли для нас мирно; вооружи нас оружием света, избавь нас от страха ночного и от всего, во тьме приходящего. И пошли нам сон, который нужен немощи нашей для отдыха, непричастный всякому мечтанию дьявольскому.

Ей, Владыко, податель всякого блага! Даруй, чтобы и на ложах наших среди ночи мы с умилением вспоминали пресвятое имя Твое. Даруй, чтобы озаряемые поучением Твоих заповедей, мы в радости душевной восстали к славословию Твоей благости, принося молитвы Твоему милосердию о грехах своих и всех людей, которых Ты, по молитвам Пресвятой Богородицы, посети в милости!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Источник: https://happy-school.ru/publ/molitvy/molitvy_kolenopreklonnye_vecherni_pjatidesjatnicy_na_russkom_jazyke/49-1-0-13058

Как должно молиться в церкви (о крестном знамении и поклонах)

Когда совершается коленопреклоненная молитва

Внешне молитвенное чувство проявляется в осенении себя крестом (по-церковнославянски «крестным знамением», то есть изображением знака креста), в коленопреклонении и поклонах – малых (поясных) и великих (земных, касаясь земли коленями, руками и головой).

Крестное знамение совершается правой рукой. Для этого соединяем первые три перста (пальца) вместе, а два остальных – безымянный и мизинец – пригибаем к ладони.

Тремя соединенными перстами прикасаемся ко лбу, ко чреву (животу), к правому и затем к левому плечу, изображая крест на себе, и, опустив руку, кланяемся.

Соединение трех перстов означает нашу веру во Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго; два же пригнутых перста означают нашу веру в Сына Божия Иисуса Христа: что Он имеет два естества – есть Бог и Человек – и ради нашего спасения сошел с Неба на землю. Крестное знамение полагаем на чело, чтобы освятить ум и мысли наши, на чрево – чтобы освятить наши внутренние чувства, на плечи – чтобы освятить телесные силы и призвать благословение на дела рук наших.

Крестное знамение символизирует призывание имени Божия, и поэтому оно совершается обычно при словах: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» [1] или при любом другом начале молитвы. Также оно символизирует славословие Бога и совершается при словах: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу» или при другом каком-либо славословии и в конце молитвы.

Как не подобает призывать имя Божие всуе, то есть без надобности и неблагоговейно, так и крестное знамение не следует творить часто и поспешно, а тем более небрежно. Когда священник благословляет, произнося: «Мир всем», надо поклониться, не совершая крестного знамения; при осенении же крестом полагаем и мы на себя крестное знамение.

Поклонами мы выражаем благоговение наше к Богу и покаянные чувства.

Земные поклоны, столь частые в дни покаяния и поста, особенно Великого поста перед Пасхой, не принято совершать в дни общей духовной радости – в воскресные дни, в великие праздники, от Пасхи до Дня Святой Троицы и от Рождества Христова до Богоявления. Причастившись Святых Христовых Таин, не делаем земных поклонов в тот день.

Коленопреклонение, то есть стояние на коленях, бывает в храме во время чтения особых коленопреклонных молитв.

Молиться нужно благоговейно и неспешно, со вниманием и не суетясь, ибо молитва – это беседа с Богом. Если времени мало, лучше прочесть одну-две молитвы, отложив остальные на удобное ближайшее время.

Если при чтении книги важно не столько прочитать ее, сколько поразмыслить над ней, если в обычной беседе важно не только сказать, но и выслушать другого, то тем более, читая молитву, следует подумать над словами ее и, произнеся молитву Богу, нужно выслушать и ответ Его.

Настоящая молитва создает особую настроенность жизни христианина и определяет его поступки, его поведение, и в этом – результат молитвы, ибо не напрасно сказал Господь: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21).

Устав Православной Церкви предписывает определенные правила выражения молитвенного состояния христианина за общественным богослужением и в частной молитве. Таким выражением христианской молитвы служат совершение крестного знамения, различные поклоны, лобызание святыни и др.

При келейной (совершаемой наедине) молитве христианин свободен употреблять тот или иной внешний знак, выражающий его религиозное чувство.

Но поведение молящегося за общественным богослужением строго определяется церковным уставом, который служит не только законом совершения службы и внешнего поведения в храме, но и правилом воспитания внутренней духовной дисциплины христианина.

Православные христиане приняли от Святых Отцов и исполняют во всем мире следующие обычаи:

Войдя во святый храм и осеняя себя крестным знамением, творят три малых поклона, произнося:

«Создавый мя, Господи, помилуй»;

«Боже, милостив буди мне, грешному«;

«Без числа согреших, Господи, прости мя«.

Затем, поклонившись направо и налево, стоят на месте и слушают псалмы и молитвы, читаемые в церкви, но не говорят про себя иных, собственных, молитв и не читают их по книжкам отдельно от церковного пения, ибо таких осуждает апостол Павел, как удаляющихся от церковного собрания (см.: Евр. 10, 25).

Креститься без поклонов полагается:

в начале и при окончании чтения Священного Писания – Евангелия, Апостола, паремий;

в середине шестопсалмия при словах: «Аллилуиа»;

при чтении и пении Символа веры на словах: «Верую… И во единаго Господа Иисуса Христа… И в Духа Святаго…»;

на отпусте при словах: «Христос истинный Бог наш…»; при поминовении празднуемых Святых;

допускается совершение крестного знамения без поклонов на Трисвятом в начале утрени, по великом славословии и на Литургии, а также при словах: «Силою Честнаго и Животворящаго Креста…», на прошении литии: «Спаси, Боже…» и отпусте.

Креститься с поясным поклоном полагается:

при входе в храм и при выходе из него, 3 раза;

при каждом прошении ектеньи;

при возгласе священника или чтеца, воздающего славу Святой Троице, и других возглашениях священника по окончании ектеньи и особых, как например: «Слава Тебе, показавшему нам свет»;

на Литургии при возгласах: «Станем добре, станем со страхом…»; «Победную песнь поюще…»; «Приимите, ядите…»; «Пийте от нея вси…»; «Твоя от Твоих…»;

при окончании Символа веры на словах: «…и жизни будущаго века. Аминь»;

при чтении и пении слов: «Приидите, поклонимся…»; «Святый Боже…»; «Аллилуиа»;

при окончании пения стихиры, тропаря или псалма;

при произнесении имени Пресвятой Богородицы, на прошении: «Спаси, Боже…»;

на каноне от 1-й до 9-й песни при каждом первом взывании ко Господу, Божией Матери или Святым;

при пении на утрени Песни Богородице при словах: «Честнейшую…» и по «…величаем»;

при произнесении возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже…» и последнего перед отпустом;

при окончании отпуста;

при возгласах: «Господу помолимся» или «Ко святому… помолимся», предваряющих какое-либо особое моление, в частности, молитву на молебне;

при прохождении чрез церковь всякий раз следует остановиться напротив Царских врат и совершить неспешно крестное знамение и поклон.

Креститься с земным поклоном полагается всегда, кроме дней особых, указанных в разделе 10:

при входе и выходе из алтаря трижды;

на Литургии при возгласе: «Благодарим Господа», при окончании песни: «Тебе поем…»; после возгласа: «И сподоби нас, Владыко…»;

при первом и втором явлении Святых Даров;

кроме того, устав не возбраняет совершить поклон при возгласе: «Святая Святым».

В дни Великого поста многие поясные поклоны заменяются земными:

— при входе и выходе из храма;

— на Славах при чтении кафизмы – три поклона;

— на каждом припеве Песни Богородицы;

— на «Достойно…»;

— на великом повечерии при возглашениях: «Пресвятая Владычице Богородице…» и других;

— на вечерне и часах при пении тропаря;

— на Изобразительных при пении: «Помяни нас, Владыко…» – три поклона;

— на молитве преподобного Ефрема Сирина 3 земных, 12 поясных с молитвой: «Боже, очисти мя грешнаго» и 1 земной.

При лобызании святыни положено совершить крестное знамение с поклоном дважды, легко приложиться устами (есть также обычай прикасаться к святыне после лобызания челом), после чего совершается еще одно крестное знамение с поклоном.

Принимая благословение священника или епископа, христиане целуют его десницу, но не крестятся перед этим. Не должно целовать у духовных лиц левую руку, ибо сие свойственно только иудеям, но правую, через которую преподается благословение.

Креститься не положено:

— во время чтения или пения псалмов и стихир или тропарей;

— вообще во время пения;

— во время ектеньи при пении: «Господи, помилуй» тому клиросу, который поет.

Преклонение главы предписывается уставом во время чтения Евангелия за богослужением и на Великом входе.

Поясной поклон без крестного знамения:

— при словах: «Мир всем»;

— при словах: «Благословение Господне на вас…»;

— при словах: «Благодать Господа нашего… буди со всеми вами«;

— при словах: «И да будут милости Великого Бога… со всеми вами»;

— при словах диакона: «…и во веки веков» (после «Яко свят еси…»);

— при словах священника: «Вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем…» кланяемся и отвечаем: «Священство (или протоиерейство, иеромонашество, священноархимандритство) твое да помянет…»

Когда в церкви осеняют народ крестом или Евангелием, образом или чашей, то все крестятся, преклоняя главу; а когда осеняют свечами, или благословляют рукой, или кадят к предстоящим, то православным христианам не должно креститься, а только наклонять голову; лишь во Светлую пасхальную седмицу, когда кадит священник с крестом в руке, то все крестятся и говорят: «Воистину Воскресе!»

Так должно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и в священном сане.

Преклонение до земли без крестного знамения установлено Великим постом при возгласах: «Свет Христов…» и при перенесении Святых Даров во время пения: «Ныне Силы Небесныя…»

Стояние на коленях установлено только при чтении особых молитв, предваряемых возгласом: «Паки и паки, преклонше колена… помолимся», а также Великим постом при пении: «Да исправится…»

Обычай же становиться на колена по собственному произволению, складывать руки и бить себя в грудь воспринят от западных еретиков, а в Православной Церкви он не допускается.

По уставу не положено совершать поклоны (но допускается совершение их как выражение молитвенного настроения молящегося при одиночной молитве или благоговения к святыне) в дни воскресные, от предпразднства Рождества Христова до Крещения, от утрени четверга Страстной седмицы до вечерни Пятидесятницы, в двунадесятые праздники (кроме праздника Воздвижения Креста Господня, когда совершается общее поклонение Честному Кресту), а также после причащения Святых Таин. Поклоны прекращаются от вечернего входа на всенощном бдении под праздник до «Сподоби, Господи…» на вечерне в самый день праздника.

Это установление утвердили и Вселенские Соборы I и VI, ибо воскресные и прочие Господские праздники содержат воспоминание о нашем примирении с Богом, по слову апостола Павла: «Уже неси раб, но сын» (Гал. 4, 7); сынам же не подобает рабское поклонение творити.

Церковный обычай не возбраняет мирянам и священнослужителям, если это только не нарушает единообразия поведения молящихся в храме, совершать крестное знамение и поклоны для выражения своего молитвенного усердия при произнесении особо молитвенных воззваний в стихирах, тропарях, псалмах, молитвах. Также допускается при тех же условиях коленопреклонение в особо молитвенные моменты богослужения, как например: Песнь Богородицы, великое славословие, Херувимская песнь, «Тебе поем…» и молитвы на молебнах.

Крестное же знамение, по учению Святых Отцов, должно совершать так: сложив троеперстно правую руку, возлагать ее на лоб, на чрево, на правое плечо и на левое и потом уже, положив на себя крест, кланяться.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой по воздуху или по груди своей, так сказано у святителя Иоанна Златоуста: «Тому неистовому маханию беси радуются».

Напротив, крестное знамение, совершаемое истово с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

При выражении своего молитвенного настроения каждый должен всегда помнить наставление апостола Павла о поведении молящихся в церкви: «Вся же благообразно и по чину да бывают» (1 Кор.

14, 40), а также слова Евангелия: «Когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят… останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми» (Мф.

6, 5) и притчу о вошедших в храм помолиться фарисее и мытаре: «…всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18, 14).

Источник: http://ivblagochinie.ru/svet-pravoslaviya/kak-dolzhno-molitsya-v-tserkvi-o-krestnom-znamenii-i-poklonah.html

Церковный устав о поклонах в храме

Когда совершается коленопреклоненная молитва

Когда говорят о поклонах, то вспоминают о благоговении и смирении. Крестное знамение и поклон — важнейшие ритуальные действия в христианстве.

Устав жестко регламентирует разновидности поклонов — верующим людям нужно разбираться в таких деталях. Есть земная и поясная разновидности поклона — обе они ассоциируются с телесными молитвами.

В некоторых случаях в храме можно молиться, не кланяясь. Бог допускает подобные вещи, но лучше лишний раз спросить у священника (если сомневаетесь).

Есть общие правила для любых православных богослужений. Так, поясные поклоны предписаны верующим на троекратном восклицании «Аллилуйя» в некоторых молитвах. Иногда преклонения должны быть глубокими, иногда — нет. Согласно правилам, кланяться нужно при:

  • молитвословиях;
  • ектениях;
  • акафисте;
  • осенении Крестом;
  • окончании службы.

Когда полагается креститься без поклонов

В храмах царит особая атмосфера — каждая вещь занимает установленное место, каждое действие наделено сакральным смыслом. Разработан церковный устав, который учит молящихся всё делать правильно. Всякую икону устанавливают в отведенном для этого месте, всюду — православные традиции с тысячелетней историей. Вот какие моменты следует учитывать:

  • Существуют разные виды поклонов.
  • В храмах кланяться нужно часто, но со знанием дела.
  • Иногда кланяться и вовсе не нужно.
  • Типы поклонов зависят от времени их использования.

В самом начале молитвы «Верую» стояние на коленях и поклоны не требуются. При чтении шестопсалмия (самая середина) при возгласе «Аллилуйя» не кланяйтесь. Когда под сводами храма произносятся слова паремий, апостола и Евангелия, стоит ограничиться наложением креста. На некоторых отпустах поклонами также следует пренебречь.

Когда надо креститься с поясным поклоном

Благодаря церковному уставу, малые и великие поклоны неизменно сопровождают все службы. Замирать и спешить не нужно, старайтесь во время чтения или пения действовать синхронно с другими прихожанами.

При молитве сперва необходимо креститься, а уж затем совершать поклон. Идея поясного поклона заключается в том, чтобы ваша голова опускалась до уровня пояса (отсюда и название).

В церковном уставе прописаны следующие ситуации для поясных поклонов:

  1. При посещении храма (трижды на входе и столько же раз на выходе).
  2. Когда священнослужитель восславляет Троицу.
  3. Прошение ектений.
  4. При молитвенных словах, начинающихся с восклицания «Чистейшую».
  5. При упоминании священником поклонов и поклонений.

Есть в храме слова, запускающие процесс троекратного преклонения. К ним относятся восклицания «Аллилуйя», «Приидите, поклонимся» и «Святый Боже». Клирос, завершающий пение стихиры, также вынужден кланяться в пояс и одновременно креститься. По три поклона нужно отмерять в ектениях, после первых трех прошений. Дальше в ектениях количество поклонов сокращается до одного.

Когда полагается креститься с земным поклоном

Земные поклоны бывают троекратными и однократными, а их количество зависит от степени торжественности момента. Когда речь заходит о великом поклоне, все вспоминают об истовости, чинности и неторопливости.

Перед визитом в храм можно потренироваться у зеркала — у вас непременно получится. Старайтесь избегать моментов, когда поклон накладывается на пение либо чтение молитв — это неправильно. Креститься при поклонах запрещено, нужно разграничивать эти действия.

Перечислим фразы и слова, при которых (после или во время) земные поклоны считаются обязательными:

  • «Тебе поём»;
  • «Тя величаем»;
  • «И сподоби нас»;
  • «Достойно».

Сразу отметим, что земной аналог поклона предусматривает опускание верующих на колени и прикосновение лбом к поверхности пола. Особое внимание стоит уделить появлению Святых Даров и великим постам.

В это время троекратные земные преклонения сопровождаются сериями из двенадцати малых поклонов. Начинаются такие действия с пятницы и среды, они приурочены к Сырной седмице.

По воскресеньям и субботам постовые поклоны не делаются.

Есть моменты, когда поклонами сопровождаются абсолютно все молитвенные стихи («Пресвятая Владычице»).

Великопостная вечеря предполагает три поклона во время произнесения ключевой молитвы, также необходимо кланяться до земли при чтении «Господи и Владыко».

Помните, что восславление Иисуса Христа — дело ответственное. Лучше лишний раз проконсультироваться со знающими людьми, чем творить обряды неправильно.

Поясной поклон без крестного знамения

Отметим, что символическое изображение креста не всегда сочетается с поясными поклонами — в ряде случаев бывают исключения. Как правило, эти исключения касаются определенных фраз, произносимых священнослужителями. Уставом предусмотрены следующие словосочетания, при которых следует низко кланяться:

  1. «Мир всем».
  2. «Благодать Господа нашего…».
  3. «Благословение Господне…».
  4. «И да будут…».
  5. «И во веки…» (фраза произносится дьяконом).

Преклонение до земли без крестного знамения

Земные поклоны тоже не всегда совмещаются с крестным знамением. Церковные уставы не предусматривают поклонов в случае, когда человек поутру причастился. Это ограничение действует до вечернего часа. Стоит учитывать, что в православной церкви богослужебный день отсчитывается от вечерней службы. Соответственно, причастие датируется вчерашним днем, и поклоны вновь приветствуются.

Вообще, чтобы не ошибиться с земными поклонами, мы рекомендуем внимательно наблюдать за священником. По воскресеньям и в великие праздники низкие поклоны считаются недопустимым действием. Есть также временные отрезки с ограничениями на преклонение колен:

  • между Рождеством и Крещением;
  • Воздвижение;
  • Преображение;
  • Пасха и Пятидесятница.

Богослужение, как вы знаете, делится на регламентированные части. Некоторые этапы тоже не предусматривают наличия земных поклонов. Это Шестопсалмие, Херувимская, Великое славословие и Честнейшая. В процессе пения и ектений также нельзя креститься, а вот поклоном порадовать Всевышнего вполне допустимо. Дождитесь завершения песнопений — после этого начнут действовать совсем другие законы.

Вообще, православные традиции коленопреклонений не поощряют. Длительное стояние на коленях — это католическая традиция. Славяне ограничиваются земным поклоном и не задерживаются в этой позе слишком долго. Низкие поклоны без осенения себя крестом практикуются и в других ситуациях:

  • Литургия Преждеосвященных Даров;
  • День Святой Троицы;
  • вынос чудотворных икон;
  • вынос мощей святых.

Когда по уставу не положено совершать поклонов

Когда в поклоне нет нужды? Достаточно распространена ситуация, когда прихожане активно крестятся, но не совершают поклонов. Выше мы упоминали Шестопсалмие — это событие обычно привязывается к всенощным бдениям. Чтец декламирует шесть псалмов, и поклону тут места нет. Обряд проводится в полной тишине и символизирует ожидание Спасителя.

Нет места для поклона и в том случае, если священнослужитель поет «Символ веры». Произнесение вслух текстов из Евангелия и Апостола тоже исключает поклон. Возвращаясь к всенощному бдению, стоит вспомнить и паремии.

Как видите, церковные уставы регламентируют любые действия прихожан, включая коленопреклонения, молитвы и крестные знамения.

Если вы намереваетесь стать активным членом православной общины, стоит заняться вдумчивым изучением описанных выше правил.

Источник: https://pravednik.info/cerkovnyj-ustav-o-poklonax-v-xrame.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.