Молитва богине афродита

Богиня АФРОДИТА

Молитва богине афродита

Прежде: Арес (Марс), бог войныкнигиДалее: Адонис и Афродита

Рождение богини Афродиты (Венеры). — Туалет богини Венеры. — Тип и отличительные признаки богини Афродиты (Венеры). — Афродита небесная и Афродита земная. — Миф о скульпторе Пигмалионе и его статуе. — Афродита Книдская. — Афродита Анадиомена. — Венера Милосская.

Рождение богини Афродиты (Венеры)

Рожденная из морской пены, окрашенной кровью раненого бога Кроноса (Урана), богиня красоты и любви Афродита (в римской мифологии — богиня Венера) была сперва вынесена морскими волнами на берег острова Кифера, а затем на остров Кипр. Остров Кипр стал любимым местопребыванием богини любви.

Согласно мифам древней Греции, всюду, где бы богиня Афродита ни появлялась, под ее ногами вырастали прекрасные цветы. Обаянию красоты богини Афродиты (Венеры) покорялись все боги, люди и даже звери.

Существует несколько разноречивых мифов о рождении богини Афродиты. Но художники, изображая рождение богини красоты, представляют Афродиту всегда выходящей из морской пены. Древние греки производили имя богини любви от слова ἀφρός [афро́с], что в переводе с древнегреческого языка значит «морская пена».

На античных картинах богиня Афродита (Венера) обыкновенно лежит в простой морской раковине.

На античных монетах богиня Афродита (Венера) изображается на колеснице, везомой тритонами. На многочисленных барельефах богиня Афродита является в сопровождении морских коней или морских кентавров.

В XVIII веке французские художники, и главным образом — Буше, любили изображать этот поэтический миф о рождении Афродиты на плафонах и декоративных картинах.

Рубенс написал замечательную по свежести колорита и блеску красок картину «Праздник Венеры», она находится в Венском музее.

Из произведений новейших художников большой известностью пользуется картина Бугеро «Рождение Венеры».

Туалет богини Венеры

Туалет богини Венеры — излюбленный сюжет для художников и поэтов.

Горы, или Часы, занимаются воспитанием прелестной богини любви. Грации присутствуют при туалете Венеры и всячески помогают богине красоты.

«Венера — самая красивая из всех богинь, вечно юная, вечно пленительная, прекрасные очи богини Венеры сулят одно блаженство, она обладает волшебным поясом, в котором заключены все чары любви, и даже гордая Юнона, желая вернуть любовь Юпитера, просит богиню Венеру одолжить ей этот пояс. Золотые украшения богини Венеры горят ярче огня, а прекрасные, увенчанные золотым венком волосы благоухают» (Готфрид Мюллер).

Множество картин изображает туалет Венеры и прислуживающих ей Граций. Все лучшие художники позднейших времен писали на эту мифологическую тему, в том числе Буше, Прудон, Рубенс, Альбано, Тициан и много других.

Тип и отличительные признаки богини Афродиты (Венеры)

Культ богини Афродиты, по мнению многих ученых исследователей, был занесен в древнюю Грецию из Сирии, где почитали подобную же богиню любви под именем Астарты.

Богиня Афродита (Венера) летит на лебеде. Литография с рисунка по изображению на древнегреческой вазе.

Когда древнегреческое искусство перешло от грубых и бесформенных примитивных изображений богини Афродиты к более совершенным, оно стало стремиться к созданию идеального типа богини красоты, в котором бы соединялись и воплощались все обаятельные качества и красота, какими так щедро наделило богиню Афродиту воображение древних греков, этих страстных поклонников красоты.

Богиню Афродиту стали изображать сидящей на троне. Афродита обыкновенно покрыта длинной одеждой, складки которой, мягко ниспадая, отличаются особенным изяществом. Вообще, отличительный признак всех статуй Афродиты есть именно изящество, элегантность драпировок и движений.

Во всех произведениях школы Фидия и его последователей в типе богини Афродиты выражена, главным образом, женственность ее натуры.

Чувство любви, которое Афродита должна возбуждать, есть чувство чистое и продолжительное, не имеющее ничего общего с вспышками чувственными.

И только позднейшее аттическое искусство стало трактовать и видеть в богине Афродите именно только олицетворение женской красоты и чувственной любви, а не могущественную богиню, покоряющую силой своей прелести и женственности всю вселенную.

Вот что говорит римский поэт Овидий о всемогуществе богини Афродиты: «Богиня Венера дает оплодотворенные семена растениям. Венера первая соединила общественной и семейной жизнью людей, раньше отличавшихся грубостью и жестокостью.

Богиня Венера научила каждое живое существо искать союза с другими существами. Венере обязаны мы размножением птиц и животных. Благодаря могуществу богини Венеры живут и размножаются рыбы и все живущие в безбрежных морях и других водах (Венера Морская).

Богиня Венера первая придала людям более мягкую, приятную внешность, она же ввела украшения и заботы о наружности».

Гимн-молитва «К Афродите» был написан знаменитой древнегреческой поэтессой Сапфо.

Афродита небесная и Афродита земная

Греческий автор Павсаний в своем описании древнегреческих Фив говорит о том, что с давних времен существовало три различных изображения богини Афродиты: Афродита Небесная, или Божественная (Афродита Урания), Афродита Земная (Афродита Пандемос, буквально — «всенародная») и Афродита Отвращающая (Афродита Апострофия).

Черепаха, эмблема женского целомудрия, была посвящена Афродите Небесной, тогда как козел, символ распутства, был посвящен Афродите Земной.

Сохранилась в Помпеях древнеримская фреска, изображающая Афродиту небесную: богиня любви покрыта одеждой, усеянной звездами, на голове у Афродиты корона, а в руках скипетр.

Знаменитый древнегреческий скульптор Скопас изваял по заказу одного города статую Афродиты Земной. Афродита Пандемос сидит верхом на козле. Подобное же изображение богини Афродиты верхом на козле встречается на античных камеях.

Афродита Земная (Пандемос) была особенно чтима в древнегреческом Коринфе — приморском городе, издавна прославившемся красотой своих гетер.

Там, в коринфском храме богини Афродиты, приносились жертвы, и там сохранилось несколько интересных посвящений Афродите.

Вот одно из них: «Добродетельная Микарета, которая прежде проводила дни за ткацким станком, заставляя без устали гулять по нему челнок богини Афины, посвятила богине Афродите свою рабочую корзинку, веретено, шерсть и все рабочие принадлежности.

Она сожгла их на алтаре богини Афродиты, говоря: “Исчезните вы все, инструменты труда, допускающие умирать смолоду тружениц и заставляющие увядать и блекнуть красоту бедных девушек!” Затем Микарета украсила чело свое цветами, взяла в руки лютню и стала вести веселую, полную наслаждений жизнь, проводя время в пирах и праздниках».

Миф о скульпторе Пигмалионе и его статуе

Остров Кипр также славился своими гетерами.

Живущий там скульптор Пигмалион был так возмущен наглостью и испорченностью кипрских женщин, что решил оставаться одиноким на всю жизнь.

Пигмалион и Галатея. Жан-Леон Жером, 1890 г.

Но так как в воображении скульптора Пигмалиона жил образ идеальной женщины, то Пигмалион вырезал из слоновой кости статую, в которой соединялись красота форм и чистое, целомудренное выражение. Статуя Пигмалиона эта так нравилась самому творцу, что он влюбился в нее, но ей не хватало жизни, а всем живым женщинам, которых Пигмалион видел, не хватало чистоты и стыдливости.

В один из праздников в честь богини Афродиты Пигмалион отправился в храм богини любви, принес Афродите жертву и стал умолять богиню о том, чтобы Афродита дала ему в супруги такую же совершенную женщину, как была совершенна его статуя.

По-видимому, богиня Афродита затруднилась найти таковую среди живущих и, желая исполнить просьбу художника, Афродита прибегла к чуду. Когда Пигмалион возвратился домой, он подошел поцеловать свою статую, и — о чудо! — под поцелуями Пигмалиона статуя ожила.

Этот поэтический миф во все времена служил темой для многочисленных художественных произведений.

Афродита Книдская

Вначале богиню Афродиту никогда не изображали совершенно обнаженной.

Римская копия Афродиты Книдской Праксителя. { (Creative Commons license): carolemadge1}

Поэтому древнегреческий скульптор Пракситель возбудил своей статуей всеобщее удивление и, по легенде, даже удивление самой богини Афродиты, которая воскликнула при виде статуи: «Меня видели обнаженной Парис и Адонис, но где и когда мог меня видеть Пракситель?»

Римский писатель Плиний рассказывает, что Пракситель, исполняя заказ жителей города Коса, изваял две статуи богини Афродиты: одну одетую, другую обнаженную. Жители Коса выбрали первую, а художник продал вторую жителям города Книда.

Это знаменитое произведение искусства стало для Книда источником славы и благоденствия, потому что, как говорит Плиний в своих записках, изо всех частей земли прибывали в город Книд путешественники, желавшие полюбоваться статуей Афродиты Книдской.

Античные поэты и прозаики оставили нам бесчисленное количество самых восторженных описаний статуи Афродиты Книдской. По словам одного из них, гордая богиня Гера и мудрая богиня Афина, посмотрев на Афродиту Книдскую, вскричали: «Не будем больше винить Париса!»

К сожалению, статуи Афродиты Книдской не существует больше, но так как она служила для многих художников прототипом для их Венер, то почти во всех музеях можно видеть повторения, весьма близкие к оригиналу. Кроме того, сохранилось много античных монет, на которых воспроизведена знаменитая статуя Праксителя.

Венера Милосская

Из более известных статуй Афродиты следует упомянуть о Венере Капитолийской, Венере Медицейской, находящейся теперь в картинной галерее во Флоренции, и об античной бронзовой статуе Афродиты Анадиомены.

Под именем Афродиты Анадиомены известны все статуи этой богини, на которых Афродита изображена выжимающей свои роскошные волосы. В переводе с древнегреческого языка слово Анадиомена (ἀναδυομένη) значит «выныривающая».

Многие художники изображали Афродиту Анадиомену, окруженную тритонами, Нереидами и Амурами. Одной из лучших картин на эту мифологическую тему считается картина Тициана.

Эта богиня также носит название Венеры Genetrix и почитается как прародительница человеческого рода. Искусство изображает Венеру Genetrix в длинной одежде, одна сторона груди у Венеры Genetrix обнажена, и в руке она держит гранат, символ плодовитости.

Иногда богиня Афродита держит копье и шлем бога Ареса, тогда она называется Афродитой Победительницей.

Знаменитая статуя Венеры Милосской, находящаяся теперь в Лувре, — одно из величайших произведений античного искусства.

Богине Афродите были посвящены:

  • мирт и яблоко — символы любви;
  • мак — эмблема плодовитости;
  • воробей и голубь, лебедь и ласточка — вестницы весны;
  • черепаха, символ женского целомудрия;
  • дельфин — как богине, рожденной из морской пены.
Прежде: Арес (Марс), бог войныкнигиДалее: Адонис и Афродита

© ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с древнегреческого и латыни; все права сохранены.

Источник: https://zaumnik.ru/mifologija/afrodita-bogin%27a.html

Культ Афродиты: духовная битва продолжается

Молитва богине афродита

Битва за души людей, полем боя которой является сердце человека, идет до сих пор. День за днем туристические автобусы и арендованные авто приезжают к известным на весь мир камням в Petra Tou Romiou и в расположенную по соседству деревню Куклия (Kouklia).

Всего несколько километров разделяют легендарное место, куда Афродита согласно легенде причалила на половинке раковины, и центр древнего города Палеа-Пафос: миф и история волшебным образом соприкасаются. Здесь располагалось самое известное в средиземноморье капище, посвященное Афродите.

Рядом возвышается древний православный храм Панагии Католики, посвященный Божией Матери. Это и есть внешнее свидетельство противоборства добра и зла, света и тьмы, борьбы, которая невидимо касается сердца каждого туриста, ступающего на эту древнюю землю.

Petra Tou Romiou

«Камень римлянина» — так переводится на русский греческое название. Одно из красивейших мест на земле (точка B на карте). Кисть великого художника тонкими мазками изображает волшебные рассветы, живописные закаты и три камня на фоне небесного цвета моря.

Согласно древней легенде, могучий воин-великан Дигенис Акрит, охраняя остров от вражеских набегов с моря, швырнул огромный камень и потопил корабль неприятеля. Каменная глыба так и осталась лежать у берега моря.

Другая легенда утверждает, что именно здесь и ступила нога Афродиты — «пенорожденной» богини, с которой у многих связано столь много романтических ассоциаций.

Однако романтика заканчивается, как только начинаешь читать древнегреческие мифы, повествующие историю рождения богини.

Здесь и злобные циклопы, заточенные отцом под землю, и мать, натравливающая сына против отца, сын, отсекающий отцу гениталии… Хватит?

Вместо любящего Бога Отца, ради людей благословившего Сына на лютую смерть на Кресте, люди выбирали жестоких богов, воевавших друг с другом, утопавших в интригах и грязных склоках.

В чем же причина? Коснемся этого позднее, а пока поднимемся чуть выше от морского берега — туда, где когда-то располагался древний город Палеа-Пафос, а сегодня находится деревня Куклия (точка С на карте).

Куклия (Kouklia)

В центре деревни, куда легко добраться по указателям, вход в музей под открытым небом. Цена билета — €3,40 (понедельник-воскресенье с 08:30 до 17:00).

В древности греки очень хорошо разбирались в искусстве и вообще ценили прекрасное. Место выбрано идеально: с ровной и плоской вершины холма открывается замечательный вид на море и окрестности. И сегодня это вид захватывает дух, его не портят ни современные виллы, ни огромные ветряки горной электростанции.

Центром древнего города было капище (храм) богини Афродиты. Капище представляло собой площадку, огороженную с четырех сторон высокой каменной стеной, сложенной из тесаного камня. Слева от центральной дорожки видны остатки грандиозного для той поры сооружения.

Первые упоминания о капище относятся к XII веку до РХ. Несколько всемирно известных мифов связано с этим местом.

Несчастный Пигмалион, бывший кипрским правителем, безнадежно влюбился в Афродиту. Он сотворил статую, которую оживила богиня, тронутая чувством Пигмалиона. Так появилась на свет Галатея. У Пигмалиона и Галатеи родились две дочери — Пафо и Метарма. По некоторым источникам, они стали жрицами культа Афродиты. В честь Пафо Пигмалион назвал город, носящий это имя до сих пор.

С утверждением религиозного культа в Палеа-Пафосе появляется войско под предводительством Кинира – представителя одной из знатных сирийских династий.

Кинир женится на Метарме – верховной жрице Афродиты, дочери Пигмалиона и, используя статус своей жены, становится правителем Палеа-Пафоса. Именно Кинир возводит храм Афродиты, став одновременно царем и верховным жрецом культа Афродиты.

Палеа-Пафос же становится столицей Кипра и одним из религиозных центров всего Средиземноморья.

Справа от дорожки можно увидеть фундамент дома жреца, который относится к более позднему историческому периоду (I век).

Культ Афродиты

Да, для Кинира культ Афродиты стал удобным средством концентрации власти в своих руках. Откуда же берут начало языческие культы? Что дает людям поклонение языческим божествам?

Если обратить внимание на самые известные объекты поклонения, то можно заметить интересную закономерность: все они имеют в основе определенные человеческие страсти.

Так, культы Диониса и Бахуса были неразрывно связаны с пьянством: человек вроде бы не упивался вином, но поклонялся Бахусу или восхвалял Диониса.

Культ Афродиты был связан с не менее популярной страстью не только нашего времени, и ритуальные совокупления в стенах капища были неотъемлемой частью культа. Хочу заметить, что христианская традиция, напротив, стремится сделать человека свободным, избавив от греха.

Христианин призван трудиться над собой, избавляясь от страстей. Пост, молитва, покаяние – все направлено на исправление жизни. И здесь мы видим явное противопоставление двух религиозных традиций: христианства и языческих культов.

Это не случайно, далее мы поговорим о причинах.

Символ божества для поклонения

Мы идем дальше – в сторону линии горизонта. Перед нами вход в средневековое поместье эпохи Лузиньянов. Это комплекс зданий с большим центральным двором.

Одним из основных предметов экспозиции, расположенной в замке, является «истукан» — серо-зеленый камень вулканического происхождения высотой 122 сантиметра. Это и была «Афродита» — символ божества, которому поклонялись люди.

Стоя перед этим невзрачным предметом, невольно задумываешься над одним вопросом, только ли потакание своим страстям заставляло людей приносить дары «истукану»?

Афродита «любила» благовония, сладости, мед, фрукты и отвергала кровавые жертвоприношения. Однако их любили другие боги. Археологи тщательно исследовали раскопки в местах, где находились капища Ваала и Молоха. Страшным божествам, ради которых устраивались грязные оргии, приносили в жертву людей, включая собственных детей.

Об этом свидетельствуют останки детей с табличками, на которых родители писали прошения. Жизнь своего ребенка – такую страшную цену платили за что-то серьезное – богатство или положение в обществе, например.

И снова не удержусь от противопоставления язычества и христианства. Бог Отец ради людей принес в жертву Своего Сына. Языческие боги требуют от людей приношения в жертву собственных детей, спаивают, развращают, разрушают семьи.

Язычник или христианин?

Стоя здесь, на чудесном холме, несложно проводить параллели между сегодняшним днем и событиями тысячелетней давности. Да, капище Афродиты разрушено: его не раз сотрясали мощные землетрясения, будто небеса уже не могли терпеть эту мерзость на земле, но люди восстанавливали «святыню» снова и снова, пока в IV веке император Феодосий Великий не запретил культ Афродиты.

Что, собственно, изменилось?

Язычество на первый взгляд очень толерантное, терпимое религиозное мировоззрение.

Язычник уважает всех существующих богов, и с радостью поклонится богам той страны или города, где окажется в гостях.

Язычники понимают, что спокойная жизнь возможна, когда сумасбродные, мстительные боги благодушны, а значит их нельзя обижать. А раз так, то каждый гость, оказавшийся у язычника дома, должен поклониться его родным богам.

За отказ нередко карали смертью. И эту смерть принимали христиане, не желавшие поклоняться никому, кроме истинного Бога.

Эта языческая «нетерпимая терпимость» в полной мере проявляется сегодня по отношению к различным общественным явлениям. Думаю, примеры приводить излишне. Турист, поклонившийся сначала православной святыне, а потом Афродите, ничем не отличается от язычника, жившего много веков назад. Да и жрицы Афродиты сегодня в изобилии доступны в определенных местах по всему миру.

Так что же получается, что согрешают все те, кто ездит в Petra Tou Romiou, или переступает порог музея в Палеопафосе? Конечно нет, это не так. Причина греха кроется в нашем сердце, в наших мыслях, желаниях и стремлениях.

В заключение

Я люблю приезжать к «камням Афродиты» — это удивительно красивое место, и мы любим иногда прогуляться там с детьми. Но я никогда не связываю его посещение с возможностью получить «что-то».

Кто-то хочет получить у Афродиты молодость и красоту. А откуда будут «дровишки»? Мы хотим чуда? Но чудеса совершаются в точке соприкосновения духовного и материального миров.

Иными словами, чудеса творят нематериальные силы.

И в духовном мире, как и в нашем материальном, существуют добро и зло. Лучше написать так – Добро и зло.

Бог и Его помощники – ангелы на одном полюсе. Бывшие ангелы – творения Бога — диавол или сатана и бесы – на другом. Два полюса, два противоположных типа духовных сущностей являются основой двух противоположных религиозных культов – христианства и язычества.

И небольшая деревня Куклия наглядно демонстрирует их близость в нашей повседневной жизни: храм Панагии Католики и развалины древнего капища Афродиты до сих пор привлекают внимание людей, решающих, кому отдать свое сердце.

Источник: https://www.kiprinform.com/cyprus_interesting/kult-afrodity-dukhovnaya-bitva-prodol/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.