Молитва никодима святогорца

Содержание

Никодим святогорец – древо

Молитва никодима святогорца

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Прп. Никодим Святогорец. Греческая гравюра XIX в.

Никодим Святогорец (1749 [1] – 1809), Афонский монах, богослов, преподобный

Память 14 июля, в Соборах Афонских преподобных и преподобных отцов-колливадов Афонских (Греч.)

В миру Николай Калливурцзис, родился в 1749 году на Наксосе, греческом острове под властью Османской империи, в семье благочестивых родителей Антония и Каливурси. Двоюродный брат святого, в монашестве Иерофей, впоследствии стал митрополитом Еврипским.

С раннего возраста Николай стремится к очищению сердца и равноангельской жизни. Образование начал в Наксосе у приходского священника. В пятнадцатилетнем возрасте отец отдал его на обучение в евангелическую школу в Смирну.

По словам его школьных соучеников, молодой Николай: “наизусть знал то, что читал, не только из философии, экономики, медицины, астрономии и военного дела, но и всех поэтов, историков, древних и новых, греческих и латинских, также как и все творения Святых Отцов.

Ему было достаточно однажды прочитать какую-нибудь книгу, чтобы на всю жизнь ее запомнить” [2]. За годы учёбы овладел в совершенстве латинским, итальянским и французским языками.

В 1770 году, во времена гонений на христиан со стороны османских властей, вернулся на Наксос.

Около 1774 года, будучи наслышан о добродетельности и учености святого Макария (Нотара), собирателя святоотеческих произведений, специально приехал к нему на остров Гидру.

Духовные дарования, ревность к духовной жизни, рассудительность, ученость и незаурядный филологический дар Николая убедили Макария привлечь его к подготовке издания святоотеческих книг.

Прп. Никодим Святогорец. Греческая икона

На Святой Горе Афон

В возрасте 26 лет, в 1775 году Николай пришел на Святую Гору Афон и там, в монастыре Дионисиат, в том же или следующем году принял постриг с именем Никодим. Вначале нёс послушание чтеца и письмоводителя.

В 1777 году преподобный Макарий пригласил его к себе в келию преподобного Антония в Карее и передал ему сборник “Добротолюбия” для редактирования. Преподобный Никодим отредактировал текст, написал предисловие и краткие жития каждого из авторов сборника.

Вместе с “Добротолюбием” святые Макарий и Никодим тогда же подготовили “Евергетин” и “О божественном и священном частом причащении.” С этой работой начались многолетние литературные труды Никодима Святогорца.

Также в 1777 году преподобный Никодим посетил старшего единомышленника и сотрудника в изыскании и распространении святоотеческих писаний – преподобного Паисия (Величковского) [3]. Сподвижником святого Никодима стал и преподобный Афанасий Паросский.

Вскоре молодой инок перешел в Пантократорский скит, в послушание к старцу Арсению Пелопонессу, под руководством которого ревностно изучал Священное Писание и творения святых отцов.

При этом он всецело предался духовным подвигам: каждый день поучаясь в законе Божием и изучая святоотеческие писания, он совершенно умертвил помышления и движения плоти усиленным постом и постоянной умной молитвой. Проживал в келье Феонас.

В 1783 году преподобный Никодим принял схиму и шесть лет пребывал в совершенном безмолвии.

Когда на Афон вновь прибыл митрополит Коринфский преподобный Макарий, он возложил на святого Никодима новое послушание – редактирование творений преподобного Симеона Нового Богослова.

Никодим оставил подвиг молчальничества и опять занялся литературной работой. С того времени до самой своей кончины он продолжал ревностно трудиться на этом поприще.

Незадолго до своей кончины преподобный Никодим, утомленный книжными трудами и аскетическими подвигами, перешел на жительство к иеромонахам иконописцам Стефану и Неофиту Скуртеям (Куцовлахам). Он упросил их заняться изданием своих трудов, чего не мог уже сделать сам из-за болезненного состояния.

В ночь своей кончины святой Никодим причастился Святых Даров и постоянно находился в молитве. Когда монахи спросили его: “Учитель, ты в покое?“, он ответил: “Я принял в себя Христа, как же могу я не быть в покое?” [4]. Так, 14 июля [5] 1809 года, преподобный мирно отошел ко Господу у Скуртеев.

Он был погребен там же, в келлии Скуртеев в Карее.

Уже в годы земной жизни преподобный Никодим стал широко известен как глубокий аскетический писатель, творец и толкователь священных песнопений, издатель святоотеческих писаний и богослужебных текстов.

По свидетельству современников, преподобный Никодим был прост, незлобив, нестяжателен и отличался глубокой сосредоточенностью.

До конца земной жизни обладал замечательной памятью: Священное Писание знал наизусть, помня даже главы, стихи и страницы, мог на память цитировать очень многое из творений святых отцов.

Почитание

Друг преподобного Никодима Святогорца, иеромонах Евфимий, стал его биографом. Со временем его известность и почитание ширились. В 1955 году Константинопольский патриарх Афинагор причислил его к лику святых.

Одно время память святого Никодима в Русской Православной Церкви праздновалась 1 июля, но 1 декабря 2005 года по благословению патриарха Алексия II была перенесена на 14 июля [6] – также как в Греческих Церквах.

Прп. Никодим Святогорец. Икона

Труды

Творческое наследие святого Никодима беспрецедентно по своему объёму и масштабам: им написано, собрано и отредактировано более двух сотен произведений, некоторые из которых – объёмные, иногда многотомные сочинения.

В своих произведениях он касается разных богословских областей, многих сторон общественной и церковной жизни.

У него есть работы теоретического, мистического, этического, аскетического, догматического, апологетического, агиологического, пастырского, гимнологического, гомилетического и канонического содержания. Многие из его творений на начало XXI века оставались неизданными. Среди его работ:

Авторские:

  • Новый Мартиролог, Венеция, 1799 – о новомучениках и исповедниках эпохи османского ига.
  • Извлечение из Псалмов пророка и царя Давида, Константинополь, 1799 – составлена по просьбе патриарха Неофита, собрание толкований из афонских библиотек значительно дополненное авторским текстом.
  • Увещевательное наставление, Вена и Венеция, 1801 – книга написана по просьбе своего двоюродного брата владыки Иерофея Еврипского, просившего у святого Никодима советов по исполнению своих обязанностей, но большая часть обращена к широкому кругу читателей; содержит рассуждения о нравственной и общественной природе человека, устройстве его тела и души, гармоничном сочетании разума и чувств.
  • Благонравие христианское, Венеция, 1803 – посвящено этической и общественной проблематике, обличает предрассудки, суеверия, колдовство и безнравственность; преподобный приводит примеры не только из святых отцов и Евангелия, но и из античной философии, истории и жизни народа; книга написана на простом разговорном языке.
  • Новый избор житий святых (Новый Эклогион), Венеция, 1803 – жития пятидесяти святых, многие были пересказаны простым новогреческим языком.
  • Учение об исповеди, Венеция, 1804, 1818 – заканчивается проникновенным “Словом о покаянии”.
  • Толкование семи Соборных Посланий, Венеция, 1806, 1819.
  • Новый Синаксарь в 3-х тт., Венеция, 1819 – составлен в течении двух лет.
  • Сад благодатей, Венеция, 1819 – толкование на девять песен, поющихся в храмах на утрени, написанное на простом языке.
  • Еортодромион или изъяснение песенных канонов, которые поются накануне Господских и Богородичных праздников, Венеция, 1836.
  • Новая Лествица, или толкование 75-ти степенных песней Октоиха, Константинополь, 1844.
  • Исповедание веры – апология движения колливадов.
  • Канон в честь иконы Божией Матери “Скоропослушницы” – принят в употреблении Русской Православной Церкви.
  • Служба Преподобным и Богоносным отцем, во Афоне постнически просиявшим – – принят в употреблении Русской Православной Церкви.
Св. Никодим Святогорец. Гравюра из румынского перевода “Увещевательного наставления,” Изд. Нямецкого монастыря, 1826.

Редакции:

  • Добротолюбие – вместе с прп. Макарием Корифским, составил также предисловие и краткие жития авторов для первого издания сборника (Венеция, 1782).
  • Евергетин, Венеция, 1783 – вместе с прп. Макарием Корифским, сборник поучений и деяний старцев и святых отцов; доступное изложение аскетических идеалов для широких масс.
  • О Божественном и священном частом причащении (или О постоянном Божественном причащении) – вместе с прп. Макарием Корифским.
  • Собрание творений Симеона Нового Богослова в 2-х частях, Венеция, 1790 – составил также предисловие к сборнику.
  • Невидимая брань, Венеция, 1796 (оригинал: Лоренцо Скуполи, Il combattimento spirituale) – редакция, перевод и дополнение; снова отредактирована и переведена на русский свт. Феофаном Затворником (изд. 1: М., 1886; изд. 5: М., 1912; ряд переизданий с кон. XX в.):
    • http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikodim/fight/contents.html
  • Венец Приснодевы (Феотокарий), Венеция, 1796, 1846 – 62 канона Пресвятой Богородице извлеченные из афонских рукописных собраний.
  • Духовные упражнения, Венеция, 1800 (оригинал: Игнатий Лойола или Джованни Пьетро Пинамонти) – редакция, перевод и дополнение.
  • Псалтирь Евфимия Зигабена, т. 1: Салоники, 1818; т.

    2: 1821 – значительно дополнена: комментарии и примечания преподобного Никодима занимают почти половину 1200-страничного труда.

  • Толкования Посланий святого апостола Павла
  • Источник: https://drevo-info.ru/articles/25002.html

    преподобный Никодим Святогорец

    Молитва никодима святогорца

    Никодим Святогорец (мирское имя — Николай Калливурцзис) родился на греческом острове Наксосе, в семье благонравных христиан, Антония и Каливурси, в 1749 году.

    Благодаря ответственному воспитанию со стороны родителей и по зову собственного сердца Николай с детства отличался особой религиозностью, стремился подражать Божьим святым.

    Первоначальное образование он получил на территории малой родины, в Наксосе. Своим обучением он во многом был обязан местному приходскому священнику.

    Когда Николай повзрослел и достиг пятнадцатилетнего возраста, отец определил его для дальнейшего обучения в Смирнскую Евангелическую школу.

    Благодаря прирождённым способностям, сознательности, целеустремленности Николай достиг необыкновенных успехов, на голову превосходя своих сверстников.

    Он не только хорошо уразумевал преподаваемый учителем материал, но и запоминал значительную часть образовательной программы наизусть.

    Причём, это касалось и особо увлекавших его разделов, и целого спектра учебных дисциплин: экономики, астрономии, философии, медицины, военных наук. За время обучения он овладел несколькими языками, такими как французский, латинский и итальянский.

    На пути к монашеству

    В 1770 году, когда греки подверглись очередному притеснению со стороны Османских государственников, Николай счёл уместным возвратиться на Наксос.

    В 1774 году, желая встретиться и побеседовать с известнейшим собирателем святоотеческих сочинений, Макарием (Нотаром), он прибыл на остров Гидру. Когда состоялась их встреча, Макарий, уразумев в Николае ревностного христианина и незаурядного учёного, решил привлечь его к работе над изданием и популяризацией святоотеческих произведений.

    Монашеское делание

    В 1775 году Николай, в возрасте 26 лет, оставил попечение о мирских делах и отправился на Афон. В том же году (согласно другим сведениям, на следующий год) он был пострижен в монашество, в обители Дионисиат. Новым (монашеским) именем Николая стало: Никодим.

    Подвизаясь в принявшем его монастыре, он исполнял послушание письмоводителя и чтеца. Здесь же он постигал премудрость монашеского и в частности молитвенного делания.

    В 1777 году Макарий пригласил к себе подвижника Антония и вручил сборник душеспасительных произведений «Добротолюбие», который надлежало отредактировать. Эта задача была поручена Никодиму, и он успешно с ней справился. Кроме того, он составил для сборника предисловие и изложил краткие жития каждого из его авторов.

    В том же году Никодим встретился с Паисием (Величковским), занимавшимся исследованием и распространением святоотеческих творений.

    Некоторое время спустя Никодим перебрался в Пантократорский скит. На этом этапе духовное руководство над ним осуществлял старец Арсений Пелопонесс. Находясь в послушании у Арсения, Никодим боролся с греховными помыслами, взращивал добродетели, учился преодолевать козни невидимых врагов, изучал Книги Писания и святоотеческую литературу.

    В 1783 году святой Никодим, с благословения руководства, принял схиму и предался молитвенному безмолвию.

    По прибытии на Святую Гору митрополита Коринфского Макария, на Никодима было возложено новое послушание: редактирование сочинений святого Симеона Нового Богослова. Прервав подвиг безмолвия, он вновь погрузился в литературное творчество.

    Незадолго до смерти преподобный сменил место жительства. Перебравшись к братиям во Христе, Неофиту и Стефану Скуртеям, иеромонахам и иконописцам. Ввиду того, что из-за ухудшения здоровья отец Никодим не мог самостоятельно заниматься издательством книг, он упросил их помочь ему в этом богоугодном деле.

    В ночь своей смерти отец Никодим пребывал в молитве, благодаря Бога и прося у Него милости. Перед кончиной он причастился Тела и Крови Христовых.

    14 июля 1809 года преподобный Никодим Святогорец мирно почил о Господе и отошёл в Царство Небесное.

    Тропарь преподобному Никодиму Святогорцу, глас 3

    Мудрости благодатию, отче, украшенный,/ труба богогласная показался еси Духа/ и добродетелей наставник, Никодиме Богоглаголивый,/ всем бо подаеши спасительная учения,/ жития чистаго показуя сияние/ богатством Божественных твоих словес,// имиже, яко свет, мирови возсиял еси. 

    Иной тропарь преподобному Никодиму Святогорцу, глас 1

    Светило Афонское, и Наксии отрасль,/ и Церкве всея богодухновеннаго учителя,/ Никодима, вернии, да почтим,/ иже, исполнялся мудрости Божественный,/ учения бо небесная и обильная изливает вопиющим:/ слава прославльшему тя Христу,/ слава венчавшему тя,// слава подающему тобою нам помощь.

    Моли́тва преподобному Никодиму Святогорцу

    О богодохнове́нный и вселе́нский и́стины учи́телю, изря́дная Святоимени́тыя Горы́ похвало́, светле́йшая звездо́ Правосла́вныя Це́ркве Собо́рныя, всепреподо́бный и святы́й о́тче Никоди́ме! Да́ждь нам просвеще́ние моли́твами твои́ми во исполне́ние боже́ственныя во́ли, напра́ви стопы́ на́ша ко стезя́м доброде́тельнаго жития́, осени́ нас да́нною тебе́ благода́тию и вразуми́ ум наш, во е́же разуме́ти богому́драя поуче́ния твоя́, да обря́щем в них покая́ние, исцеле́ние, ра́дость, мир, кро́тость, поко́й, любо́вь, и а́ще что добро́ и бла́го и спаси́тельно, и в конце́ живо́т ве́чный, и моли́ся всегда́ ко Го́споду о всех нас, и́скренне лю́бящих тя и на всяк день и час призыва́ющих оте́ческую твою́ бла́гость и по́мощь. Аминь.

    Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjatogorets/

    Никодим Святогорец

    Молитва никодима святогорца

    Скачать эту статью

    Немногих святых Господь благословлял быть учителями Церкви. Это избранные светильники для просвещения многих, ибо «зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5,15). Преподобный Никодим Святогорец относится к числу таких великих и одаренных святых. О его жизни и трудах пойдет речь в этой статье.

    Житие преподобного, его монашеские и литературные труды и богоподобное подвижничество

    Икона преподобного Никодима Святогорца

    «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые»

    Детство и отрочество будущего подвижника, – 3 школы и блестящее образование

    Родился преподобный на острове Наксос в 1749 году. Родители его, Антоний и Анастасия крестили его с именем Николай. Благочестивые и набожные, они воспитывали сына в любви ко Христу и Церкви. В последствии мать постриглась в монахи с именем Агафия, что есть признак благочестия и верности Богу.

    Он с любовью и ревностью изучал церковное учение и мирские знания. Господь наделил его проникновенным умом, рассуждением и хорошей памятью. Юноша своими качествами выделялся среди ровесников, и удивлял взрослых.

    С детства Николай имел кроткий нрав.

    Начальное образование Николай получил у приходского священника, которому он помогал во время богослужений. Достигнув определенного возраста, юноша поступил в школу на острове Наксос, где светскую и церковную грамоту преподавал известный в то время ученый и проповедник архимандрит Хрисанф.

    Окончив блестяще учебу, отрок поступил в знаменитую греческую школу на Смирне. В ней преподавал известный учитель из Италии Иерофей Вулисмос. Проходя обучение, Николай удивлял своими знаниями, рассуждением и благочестивым поведением. Он помогал сверстникам в учебе, и стал для них учителем. В последствии наставник Иерофей писал ему в письме:

    «Приезжай, мой сын. Сейчас, когда я в старом возрасте, я оставил бы тебя учителем школы, поскольку у меня нет никого, подобного тебе в познаниях».

    В общеобразовательных науках и богословии он достиг полного совершенства.

    Отрок досконально изучил латинский, итальянский, французский и древнегреческий языки.

    Начало трудов. Желание монашества никогда не покидало его

    В 1770 году турецкий флот в Чесменской бухте разбили русские. По этой причине, обозленные турки начали гонение на христиан. Николай вынужден покинуть Смирну, и прибыл на родину, остров Наксос. Там его назначили секретарем и келейником митрополита Пароса и Наксоса Анфимия Вардиса. На этой должности он оставался 5 лет.

    За это время Николай узнал о священнической и монашеской жизни. Его учителя, афонские иеромонахи, рассказывали ему об Афоне. Они научили будущего подвижника деланию внутренней молитвы. В результате общения со с этими святыми людьми, Николай возревновал к ангельской монашеской жизни.

    Смотрите также статью Афонские старцы

    Для получения наставлений в аскетическом делании, Николай поехал на остров Гидру, где обитал мудрый в добродетели известный св. Макарий Нотарас, митрополит Коринфский. Там он познакомился с Сильвестром Кесарийским, монахом и отшельником. В общении с ним, юноша еще более укрепился в желании подвижнической монашеской жизни.

    Николай, движимый нестерпимым желанием монашества, в 1775 году направляется на Святую Гору Афон. Старец Сильвестр дает ему рекомендательные письма. В день отъезда, когда Николай пришел на пристань, — корабль отчалил от берега.

    Будущий подвижник бросился за кораблем в море. Моряки вернулись, приняли его на борт, и Николай благополучно добрался до Святой Горы.

    Молитвенные подвиги и труды просветителя Церкви на Горе Афон

    С радостью сойдя на берег, Николай направился по рекомендации старца Сильвестра, в монастырь Дионисиу. В нем подвизалось старцы, наделенные благочестием и духовными дарами. Пожив некоторое время в обители, преисполненный ревностью к святой жизни, Николай принимает решение отвергнуть все мирское.

    Начальство и братия монастыря, увидев многие образцовые качества и стремление Никодима к исполнению Божественных правил, назначают его чтецом. Постепенно постигая монастырскую науку, будущий святой совершенствуется в богомыслии и созерцании.

    Николая постригают в малую схиму с именем Никодим.

    В 1777 году Афон посетил давний знакомый молодого монаха Коринфский митрополит Макарий Нотарас. Макарий предложил ему отредактировать духовные книги «Евергетинос», «Добротолюбие» и «О постоянном Причащении…». Никодим блестяще справился с этим заданием.

    Желая постичь совершенство в делании умной молитвы, Никодим едет к старцу св. Паисию Величковскому, который преуспел в этом делании, и окормлял более тысячи монахов.

    Корабль, на котором плыл юный подвижник, попал в шторм, и ему пришлось вернуться на Афон. Стремясь к уединению, непрестанной молитве и созерцанию, Никодим поселяется в одинокой келии св. Афанасия.

    Помимо молитвы, он переписывал рукописи, – чем зарабатывал на хлеб.

    Вскоре в монастырь Пантократор поселяется старец Арсений, бывший духовный отец Никодима с острова Наксос. Узнав об этом, подвижник переселяется к старцу, и становится его учеником. Посвящая себя духовным подвигам, углубляясь в молитву, изучая священные книги, Никодим обретал святость.

    Господь наделил преподобного даром рассуждения и учительства.

    Его рукой написано множество книг, служб святым и духовных песнопений. Труды его составляют целую библиотеку.

    Молитвенный труд на острове Скиропола, терпение трудностей и лишений

    В 1782 году из скита старец Арсений и его ученик Никодим переезжают на остров Скиропола. Этот пустынный остров с отсутствием растительности, оказался труден для жизни. Никодим вел на нем суровую аскетическую жизнь, предавался умной молитве.

    В перерывах от трудов и молитвы, он писал книгу, называемую «Сборник советов». Она исполнена Божественной и человеческой мудрости, и повествовала о совершенствовании внутреннего человека.

    Через год Никодим вернулся на Афон.

    Продолжение подвигов святого Никодима на Афоне, написание книг

    По приезду на Святую Гору, Никодим постригается в великую схиму. Поселился он в отдельной каливе. Исполненный Духа Святого, старец писал книги, в которые воплощал наследие Святых Отцов. Он поучал братию, приходящую к нему за духовными советами. Многие поселились недалеко от каливы, чтобы постоянно быть в общении со святым и мудрым старцем.

    В своей келии Никодим написал множество книг, ставших учебниками духовной жизни христиан.

    Некоторые из них:

    • «Руководство к исповеди»;
    • «Богородичник»;
    • «Невидимая брань»;
    • «Новый Мартирологион»;
    • «Духовные упражнения».

    Изображение Никодима Святогорца в книге. Гравюра XIX века.

    По благословению своего учителя Афанасия, Никодим собрал и подготовил к изданию труды св. Григория Паламы. Получился труд в трех томах. Эти драгоценные рукописи утеряны из-за разрушения типографии австрийцами в результате конфликта. Для св. Никодима это оказалось большим горем.

    Следующий труд, посвященный толкованию церковных канонов, с названием «Педалион» («Кормчая»), отправлен в Константинопольский Патриархат для рецензии. Книга одобрена. Для ее издания афонские монахи собрали деньги. Св. Николаю очередной раз пришлось огорчиться. Архимандрит Феодорит, которому поручено издание книги, исправил текст в 18 местах, внеся в него еретические учения.

    Никодим поселился в келию св. Василия при монастыре Пантократор. Там он продолжал свои подвиги и писательскую деятельность. В этом месте написана назидательная книга «Христианская нравственность».

    Святой подвижник дополнил «Евхологион» («Молитвослов»), написал второе издание «Руководства к исповеди», толкования на 14 Посланий Апостола Павла и 7 Соборных Посланий.

    Также изданы перевод «Толкование псалмов» Евфимия Зигабена и книга «Сад благодати».

    Молитвенные труды и написание назидательных книг вызывали человеческую и бесовскую ненависть.

    Святой Никодим терпеливо переносил и прощал восстававших на него монахов из братии. Бесплотные враги, с целью помешать его трудам, часто являлись и устраивали буйство и шум вокруг его келии. Укрепляемый Духом Святым, подвижник воспринимал нападения врага как игрушечные забавы.

    Слух о духовных подвигах и мудрости старца распространились по Греции. Со всех уголков страны к св. Никодиму стекался народ для назидания и утешения.

    Последние годы жизни, терпение скорбей и клеветы, телесные болезни

    Напряженная работа, строгий пост, всенощные молитвы и постоянная духовная брань ослабили здоровье святого. Превозмогая слабость, подвижник продолжал свой труд. В последние годы своей жизни он написал три тома Жития Святых, фундаментальный богословский труд «Геортодромион» с толкованием, книгу «Новая Лествица».

    Ведя борьбу за возрождение правильной духовной монашеской жизни, преподобный Никодим претерпевал искушения, скорби и клевету от лжебратии. Завистливые афонские монахи выдвигали против него необоснованные и нечестивые обвинения. Перед кончиной старец написал труд «Исповедание моей веры». В нем он разоблачает всю клевету, выдвинутую против него.

    Близился исход Никодима из жизни. Получив от Бога таланты, он преумножил их многократно, обрел любящее и доброе сердце, кроткий нрав и истинное смирение.

    О себе старец говорил: «Я чудовище, я мертвая собака, я ничтожество, я немудрый и необразованный». Не имея постоянного места для жизни, одежды и пищи, он уподобился ангелу.

    Гора Афон стала для него домом, поэтому он получил прозвище Святогорец.

    Чувствуя приближающуюся кончину, святой старец исповедовался, причастился и соборовался. В возрасте 60 лет, окруженный любимыми учениками, старец преставился.

    Тело святого погребено там, где он умер, в келии Скуртеи. Монахи и благочестивые христиане по всему миру оплакивали кончину любимого старца. Святой Никодим прославлен в лике святых как учитель-богослов и преподобный.

    Канонизирован в 1955 году указом патриарха Константинопольского Афинагора. Мощи Никодима Святогорца (глава) хранятся на Святой Горе Афон.

    Преподобный Никодим Святогорец. Современная икона

    Письменные труды Никодима Святогорца — наука о спасении

    Все труды святого старца по сей день изучаются мирянами и монахами, как руководство в деле спасения души. Особую пользу приносят христианам тексты о невидимой брани, книга об исповеди, труды о посте и грехах.

    Труды и книги преподобного Никодима Святогорца

    Догматическое богословие

    • О Таинстве Божественной Евхаристии

    Нравственно-аскетические труды

    • Добротолюбие
    • Невидимая брань
    • Книга душеполезнейшая о непрестанном Причастии Святых Христовых Таин
    • О хранении чувств
    • О том, как следует каждому готовиться, когда он хочет исповедоваться
    • Толкование канона на Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня
    • Поучения
    • Толкование на канон Рождества Христова
    • Толкование на канон Пасхи
    • Эвергетинос (Благолюбие. Тома 1–4)

    Гимнография

    Жития святых

    • Краткое сказание о жизни преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна пророка
    • Новый эклогион

    Труды на иностранных языках

    • The Philokalia
    • «Невидимая брань» на новогреческом языке
    • Новый Богородичник на греческом языке.

    книги

    Источник: https://hranitel.club/974-nikodim-svyatogorec

    Никодим Святогорец – Святцы

    Молитва никодима святогорца

    Преподобный Никодим Святогорец, в Крещении Николай, родился в 1748 году на греческом острове Наксосе. В возрасте 26 лет он пришел на Святую Гору Афон и там в монастыре Дионисиат принял постриг с именем Никодим.

    Вначале инок Никодим нес послушание чтеца и письмоводителя. Через 2 года после его поступления в монастырь на Афон прибыл митрополит Коринфский Макарий, который поручил молодому иноку подготовку к изданию рукописи “Добротолюбие”, найденной им в 1777 году в Ватопедском монастыре.

    Работа над этой книгой явилась началом многолетних литературных трудов Никодима Святогорца. Вскоре молодой инок перешел в Пантократорский скит, в послушание к старцу Арсению Пелопонессу, под руководством которого ревностно изучал Священное Писание и творения святых отцов.

    В 1783 году преподобный Никодим принял схиму и шесть лет пребывал в совершенном безмолвии. Когда на Афон вновь прибыл митрополит Коринфский Макарий, он возложил на преподобного Никодима новое послушание – редактирование творений преподобного .

    Преподобный Никодим оставил подвиг молчальничества и опять занялся литературной работой. С того времени до самой своей кончины он продолжал ревностно трудиться на этом поприще.

    Незадолго до своей кончины преподобный Никодим, утомленный книжными трудами и аскетическими подвигами, перешел на жительство к иеромонахам иконописцам Стефану и Неофиту Скуртеям (Куцовлахам). Он упросил их заняться изданием своих трудов, чего не мог уже сделать сам из-за болезненного состояния. Здесь, у Скуртеев, 1 июля 1809 года преподобный Никодим мирно отошел ко Господу.

    По свидетельству современников, преподобный Никодим был прост, незлобив, нестяжателен и отличался глубокой сосредоточенностью. Он обладал замечательной памятью: Священное Писание знал наизусть, помня даже главы, стихи и страницы, мог на память цитировать очень многое из творений святых отцов.

    Литературные труды старца Никодима разнообразны. Им написаны предисловие к “Добротолюбию” и краткие жития подвижников. Из аскетических наставлений подвижника особенно известна книга “Невидимая брань”, переведенная на русский язык великим богословом-аскетом, епископом (М., 1886; изд. 5. М., 1912).

    Замечателен труд подвижника “Учение об исповеди” (Венеция, 1804, 1818), заканчивающийся проникновенным “Словом о покаянии”. Интересна книга преподобного “Благонравие христиан”, изданная в Венеции в 1803 году. Велики заслуги святого и в области издания богослужебных книг.

    В 1796 году он опубликовал извлеченные из Афонских рукописных собраний 62 канона Пресвятой Богородице под названием “Венец Приснодевы” (Венеция, 1796, 1846).

    Преподобный Никодим подготовил издание новой редакции “Пидалиона” – греческой “Кормчей книги”, содержащей правила святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов.

    Большое внимание преподобный уделял агиографии, о чем свидетельствуют такие его труды, как “Новый избор житий святых” (Венеция, 1803) и изданная уже после его кончины книга “Новый Синаксарь” в 3-х томах (Венеция, 1819).

    Им осуществлен перевод с древнегреческого на новогреческий язык “Толкования Посланий святого апостола Павла” архиепископа . Сам святой Никодим написал толкование семи Соборных Посланий (издано также в Венеции в 1806 и 1819 гг.

    ).

    Преподобный Никодим известен и как творец и толкователь священных песнопений.

    Им составлены (принятые в Русской Церкви) канон в честь иконы Божией Матери Скоропослушницы, а также “Служба Преподобным и Богоносным отцем, во Афоне постнически просиявшим” (“Православный церковный календарь на 1976 г.”, с.

    61), “Еортодромион или изъяснение песенных канонов, которые поются накануне Господских и Богородичных праздников” (Венеция, 1836), “Новая Лествица, или толкование 75-ти степенных песней Октоиха” (Константинополь, 1844).

    Тропарь преподобному Никодиму Святогорцу

    Мудрости благодатию, отче, украшенный,/ труба богогласная показался еси Духа/ и добродетелей наставник, Никодиме Богоглаголивый,/ всем бо подаеши спасительная учения,/ жития чистаго показуя сияние/ богатством Божественных твоих словес,/ имиже, яко свет, мирови возсиял еси.

    Кондак преподобному Никодиму Святогорцу

    Яко таинника изряднейшаго добродетельнаго жития и благочестия,/ богоноснаго учителя Православия, празднует тя Церковь,/ с Небес бо дарования приемый,/ озарявши Божественными твоими писании вопиющих ти:/ радуйся, отче Никодиме.

    Источник: https://svyatsy.org/imeniny/n/nikodim/nikodim_svyatogorec/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.