Молитва в классической литературе

Жанр молитвы и ее модификации в русской поэзии начала 20 века

Молитва в классической литературе

PAGE  2

Министерство образования и науки Российской ФедерацииФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга»2015-2016 учебный год
Кафедра литературы и журналистикиВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАпо дисциплине «История русской литературы»Тема: Жанр молитвы и ее модификации в русской поэзии начала 20 века
                                                                               Выполнила студенткафилологического факультетаспециальности«Русский язык и литература»заочной формы обученияНаучный руководительпрофессор кафедры литературы и журналистики,  кандидат филологических наук, профессор                                           Петропавловск-Камчатский                                                               2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

[1] ОГЛАВЛЕНИЕ[2] ВВЕДЕНИЕ[3] 1. ЖАНР МОЛИТВЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ[3.1] 1.1 Жанр молитвы и его место в литературе[3.2] 1.2. Стихотворная молитва, как особый поэтический жанр[4] 2. МОЛИТВА В ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ А. А. АХМАТОВОЙ[4.1] 2. 1. «Эпитафическая» лирика Анны Ахматовой и ее жанровое своеобразие[5]     3.2 Канцоны творчестве поэта Н. С. Гумилева[6] Канцона (или кансона) (букв. песня) – форма средневековой поэзии, лирическое любовное стихотворение, посвященное исключительно темам рыцарской любви. Первоначально это была куртуазная песня, т.е. придворная, рыцарская поэзия, читаемая нараспев в средневековой Франции, переродившаяся затем в салонную поэзию. Канцона – наиболее распространённый и универсальный жанр в поэзии трубадуров, перенятый позднее галисийско-португальскими и итальянскими поэтами и достигший наивысшего расцвета в творчестве Петрарки.  Строфа канцоны, состоящая из двух кратких частей одинакового строения (восходящих) и одной более длинной, отличной по строению (нисходящей), пришла, вероятно, из народной хороводной песни. Строфы канцоны сменяют друг друга без припевов и рефренов, характерных для более архаичных форм.  Как все произведения трубадуров, почти каждая канцона имеет свою, сугубо индивидуальную схему рифмовки. Стихи связаны между собой рифмами в самых различных комбинациях (напр. «ababccdd» или «ababcdc», или «ababccd», или «abcaccdd»), иногда даже так, что внутри строфы все рифмы различны («abcdefg»), но в следующих строфах каждый стих рифмуется с соответствующим стихом первой строфы. В творчестве Гумилева идея религиозно-мистического паломничества, в основе которого – акт подвига любви, уступает место идее обретения себя в некоей “сверхситуации”, предполагающей в первую очередь проверку героя на такие качества, как мужество и отвага: военные походы, покорение новых территорий, открытие неведомых земель, поединок и т. п. Почти все перечисленные типы ситуаций проживаются поэтом и в жизни, причем значительную их часть (поездки в экспедиции, участие в дуэлях) он инициирует сам. В плане культурной типологии такое упорное тяготение к экстремальной обстановке можно соотнести с устойчивым мотивным комплексом рыцарских романов, герои которых постоянно должны поддерживать свой статус и не давать ни малейшего повода заподозрить себя в трусости, что и является внутренним побудительным мотивом их странствований по миру в поисках опасностей и приключений. Естественно, что религиозная, политическая и т. п. подоплека военных действий, столь значимая в эпоху Крестовых походов, вытесняется философией войны как самореализации[32]. В таком контексте речь может идти, разумеется, только о мужчине, хотя в стихотворении “Поединок” появляется образ девы-воина, побеждающей героя на поле боя. Здесь, однако, серьезно переосмысляются два традиционных лирических сюжета: дама оказывается не поводом для поединка, а выступает его непосредственным и равноправным участником, – и серьезно деформируется образ поединка между мужчиной и женщиной как распространенная метафора любви.[7] [8] Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

Молитва – исправление жизни, мать сердечного сокрушения и слез; сильное побуждение к делам милосердия; безопасность жизни; уничтожение страха смертного; пренебрежение земными сокровищами, желание небесных благ, ожидание всемирного Судии, общего воскресения и жизни будущего века; усиленное старание избавиться от вечных мучений; непрестанное искание милости (помилования) у Владыки; хождение перед очами Божиими; блаженное исчезание перед воссоздавшим и всеисполняющим творцом; живая вода души; молитва – вмещение в сердце всех людей любовию; низведение неба в душу; вмещение в сердце Пресвятой Троицы, по сказанному: к нему приидем и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23).

Праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

“Доказывать, что Анна Ахматова была христианским поэтом, не приходится. Слишком явна христианская тональность ее поэзии, слишком отчетливы свидетельства о ней или ее собственные, хотя редкие, высказывания.

Напомню кратко известное “утешительное” письмо Пастернака 1940 года, в котором он называет ее “истинной христианкой” У нее, и в этом ее исключительность, не было эволюции в религиозных взглядах.

Она не стала христианкой, она ею неизменно была всю жизнь”[1, с.243-244].

Религиозные мотивы в стихах Ахматовой имеют определенную культурно-историческую и идеологическую основу.

_______________________

1.  Струве Н. Бог Анны Ахматовой // Струве Н. Православие и культура. М., 1992. С. 243-244

Данная основа состоит из соответствующих реалий: библейско-евангельские цитаты и реминисценции, имена, упоминаемые даты, святыни создают особую атмосферу в ее творчестве.

Наряду со стихами, в чем-то близкими к молитве и пророческому обличению, встречаются произведения совершенно иного плана. Их можно счесть проявлениями “простой бытовой религиозности”[2, с.120], а иногда и невольного кощунства.

Так, крест для ахматовской героини – не только знак “сораспятия” Христу, но и “золотой нательный крестик”, которым можно расплатиться с цыганкой за гадание о женихе (“У самого моря”), “залог любви” (“Черная вилась дорога…”), памятный сувенир о бывшем возлюбленном (“Когда в мрачнейшей из столиц…”) и даже как бы некий амулет, приносящий удачу в страстной любви (“Побег”).

В стихах такого плана налицо некий комплекс культурологии, мифологизма, кощунства и тонкого соблазна, в той или иной степени присущий самой атмосфере “серебряного века”.

В них мы находим множество предчувствий, примет, снов и гаданий, отождествление земного возлюбленного с женихом, ожидающим венчания, почти молитвенные обращения к Музе, как известно, все же демоническому существу (хотя это, конечно, условность, поэтическое иносказание).

Есть и прямо нехристианское отношение к действительности, особенно в связи с темой смерти. Для человека, сознающего себя христианином, невозможно молить Бога о смерти, “томясь в неволе”, а тем более утешать себя мыслями о самоубийстве.

_________________________

2.. Жирмунский В. М. Преодолевшие символизм // Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика Стилистика. Л., 1977. С. 120

Но героиня даже просит на это благословения: “И я стану – Христос помоги! – / На покров этот, светлый и ломкий”[3, с.54], Заметим также, что в ранних стихотворениях слово “рай” применимо обычно к другим: это путь другого; свое чаще – ад: любовь, смерть, посмертные муки: вообще вся своя “жизнь – проклятый ад!” (“Белой ночью”, 1911, с. 37).

Безусловно, религиозность Ахматовой была и поэтической, поэтизирующей, преображающей мир. Религия расширяла сферу красоты, включая и красоту чувства, и красоту святости, и красоту церковного благолепия.

С годами поэзия Ахматовой становится в духовном плане более уравновешенной и строгой, усиление гражданского звучания сопровождается углублением изначально присущего ей христианского мироощущения, мыслью о сознательно избранном жертвенном пути.

Но самые сокровенные чувства почти зашифрованы, утаены от профанного взгляда; часто, чтобы проследить до конца мысль поэта, необходимо уловить особую роль той или иной интонации, слова, цитаты.

О сдержанном целомудрии творчества Ахматовой писал В. М. Жирмунский: “Она не говорит о себе непосредственно, она рассказывает о внешней обстановке душевного явления, о событиях внешней жизни и о предметах внешнего мира, и только в своеобразном выборе этих предметов и меняющемся восприятии их чувствуется подлинное настроение.

_____________________

3. Ахматова А. Соч.: В 2 т. Сост. и подготовка текста М. М. Кралина. М., 1990. Т. 1. С. 54

То особенное душевное содержание, которое вложено в слова”[4, с.116]. Действительно, у Ахматовой почти нет чисто религиозных стихотворений, она редко говорит о предметах веры напрямую.

“Церковные имена и предметы никогда не служат ей главными темами; она лишь мимоходом упоминает о них, но они так пропитали ее духовную жизнь, что при их посредстве она лирически выражает самые разнообразные чувства”, – отмечал К. И. Чуковский[5, с.181],

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=89046

Молитва в русской поэзии

Молитва в классической литературе

Самым удивительным свойством лирического произведения является его способность проникать в душу читателя и пробуждать, вызывать в ней самые глубокие, самые разные сильные чувства. Одним из таких чувств является упование на Бога, вера в него и ощущение его бытия.

Часто в процессе изучения лирических произведений выделяются следующие виды лирики:

  • пейзажная
  • любовная
  • философская
  • молитвенная.

В молитвенной лирике отражается духовная сторона жизни ее авторов. И этим опытом духовной жизни поэта, который он запечатлел в своих произведениях, могут воспользоваться читатели современности, которые испытывают так называемую «духовную жажду» и которые стремятся к духовному совершенствованию, самопознанию.

Стихотворения, в которых затронута тема молитвы, есть практически у каждого русского поэта. Эти стихотворения по праву можно назвать жемчужинами русской духовной поэзии, ведь они имеют свойство исцелять человеческие души, которые измотаны и измучены постоянными житейскими невзгодами.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Отличительной чертой русского человека прошлых веков является набожность, о чем свидетельствуют народные пословицы.

Посредством молитвы происходит соединение человека с Богом, молитва укрепляет дух человека, и у него появляются силы к преодолению трудностей и невзгод, выпавших на его долю.

Человек постоянно обращается к молитве, которая является источником силы, мудрости. Память о молитве не удалось искоренить даже за десятилетия атеизма. Обращение к молитве сохранилось в речевом этикете, в языке.

Молитва в творчестве А. С. Пушкина

Что касается молитвы в произведениях русских поэтов, то в качестве примера можно привести лирику А. С. Пушкина. поэт в годы молодости страдал от чувства безверия, однако в зрелые годы в его душе созреет вера в Бога.

Во многом этому способствовала ссылка в Михайловской, где вдали от светских развлечений у поэта было достаточно времени на то, чтобы заглянуть в свою душу, в душу русского народа.

В этот период поэт много занимался самообразованием и самосовершенствованием.

Именно в Михайловской ссылке поэт впервые вошел в непосредственное общение с церковью. Поэт наблюдал тесную духовную связь и связь нравственную народа со Святогорским монастырем. Пушкин много читал древние летописи и Карамзина.

Все это способствовало его осознанию того величайшего духовного влияния, которая оказывала на народ вера в Бога. Чтение жития святых затягивает поэта, а Евангелие глубоко тронуло его душу. И с этого момента он видит истинную поэзию в молитве и в Евангелие.

Затем он напишет поэтическое переложение самой важной молитвы христиан «Отче наш», где он очень точно передал слова молитвы.

А в своем стихотворении «Отцы пустынники и жены непорочны» Пушкин признается, что любимой его молитвой является великопостная, которая читается в течение Великого поста.

Эта молитва вдохновила поэта на одно из лучших его произведений.

Замечание 1

Возможно, Пушкин видел сходство между собой и воспетым в произведении пустынником. Основанием этому предположению является стихотворение «Воспоминание», где поэт выражает нравственную муку человека, который тяжело страдает от бремени совершенных грехов.

В лирическом герое этого стихотворения читатель узнает самого А. С. Пушкина. поэт, как и герой этого произведения, по ночам часто переживал о совершенных им грехах.

В стихотворении «Отцы пустынники и жены непорочны» в первой части поэт рассуждает о молитве. Вторая часть стихотворения – это сама молитва. Лирический герой этого произведения признается, что знает многие молитвы, которые позволяют ему преодолевать житейские трудности, однако наиболее близка ему великопостная молитва, в которой упоминаются грехи, от которых ему бы хотелось освободиться.

Герой стихотворения просит у Бога помощи увидеть собственные грехи. Он молится о смирении, любви, целомудрии, терпении, которые являются христианскими добродетелями. Без этих добродетелей невозможно даже представить духовный рост человека. любовь – это трепетное чувство к своему ближнему, благоговейное отношение к Богу.

Именно это стихотворение, которое было написано в 1836 году, отражает духовное состояние А. С. Пушкина на тот момент. Оно является свидетельством того, что христианские идеалы для поэта стали нравственным ориентиром. Поэт перед смертью исповедался в своих грехах, причастился, благословил своих детей.

Молитва в поэзии М. Ю. Лермонтова

Еще одним из самых ярких примеров отношения к молитве в русской поэзии является произведение М. Ю. Лермонтова «Молитва». Это стихотворение поэт написал в 1838 году. В этом стихотворении поэт делится с читателем своим опытом духовной жизни, рассказывая о чудодейственной силе молитвы.

В лирическом герое стихотворения каждый читатель легко узнает самого поэта. Кроме того, ясно отражается и причина, по которой он обращается к молитве. Причина эта заключается в жизненных трудностях, которых у поэта было много.

Лермонтов рано лишился матери, был разлучен с отцом, испытывал сильные безответные чувства. Всю жизнь его преследует ощущение одиночества, которое является одним из главных мотивов лирики Лермонтова. Это чувство одиночества очень мучительно для поэта, оно вызывает грусть и тоску.

Для того, чтобы как-то избавиться от этой невыносимой душевной муки, Лермонтов с молитвой обращается к Богу.

В этом произведении можно выделить три смысловые части. Каждая из этих частей соответствует строфе:

  • В первой строфе описывается душевное состояние лирического героя, который в трудную минуту обращается к Богу.
  • Вторая строфа свидетельствует об огромной, непонятной человеческому разуму, великой силе молитвы.
  • В третьей строфе поэт говорит о том великом чуде, которое произошло как ответ на чистосердечную молитву. Не возникает сомнений в том, что утраченная вера снова обретена героем, и от этого на душе становится легко.

Это всего лишь несколько примеров обращения поэтов к молитве. В творчестве каждого поэта есть подобные произведения, где он в сложные минуты своей жизни обращается к великой силе молитвы.

Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/molitva_v_russkoy_poezii/

Стихотворение по литературе молитва

Молитва в классической литературе

Советуем ознакомиться стихотворение по литературе молитва с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»

Два факта из биографии автора связаны с появлением «Молитвы». В 1839 г. поэт получил в подарок от князя Одоевского Евангелие и сборник средневековых текстов духовного содержания, переведенных с греческого языка. Даритель предложил поэту чаще обращаться к христианской литературе.

Примерно такие же слова Лермонтов услышал от Марии Щербатовой, женщины с «детской верой» в Бога. Красавица княгиня посоветовала своему поклоннику молиться, чтобы избавиться от тоскливого настроения.

Стихотворение стало поэтическим ответом-откликом на простые, но мудрые рекомендации близких людей.

В центре авторского внимания — движения души лирического героя: от печали и сомнений к просветлению и умиротворению. Позитивная метаморфоза возможна, если заручиться помощью «живых слов» «молитвы чудной».

Состояние мучительной грусти, заявленное в первых строках, передается на фонетическом уровне: ассонанс основан на преобладании гласного звука «у». Душевный дискомфорт героя, граничащий с физическим недомоганием, подчеркнут глаголом «теснится».

В центральной части произведения развивается мотив силы слова, освященного верой. Автор аккумулирует лексику с религиозно-возвышенной положительной семантикой: «чудная», «благодатная», «святая прелесть».

Искренность является главным качеством исцеляющего слова.

Мощь «живых речей» непостижима для человеческого разума — это подчеркивает определение «непонятная» — однако сердце способно почувствовать высшую гармонию, к которой причастны испытанные временем словесные формулы.

В последних двух катренах изменяется фонетический строй стихотворения: на смену звукам, передающим сердечные терзания и тревогу, приходит ассонанс с опорой на «и», «а». Душа героя постепенно освобождается от тяготящего груза, что демонстрируется изменениями в звуковых акцентах произведения.

Финальный катрен описывает исцеляющий эффект искренней молитвы. Чтобы изобразить чувства лирического субъекта, поэт обращается к однородным безличным конструкциям — приему, характерному для лермонтовской поэтики. Безличные глаголы и примыкающие к ним наречия образуют антитезу с лексемой «теснится», появившейся в начальных строках.

Противопоставление несет две важных функции. С его помощью яснее и убедительнее выглядит способ избавления от уныния, а также обрамляется поэтический текст, замыкая общую композицию. Анафоры, которыми изобилует последнее двустишие, привлекают внимание к новому состоянию души лирического «я» — легкому, свободному, просветленному.

История создания

«Молитва» создается Лермонтовым в 1839 г., уже в последний период его творчества. Поводом для написания послужила беседа с М. А. Щербатовой, за которой поэт в то время ухаживал.

По воспоминаниям современников, она посоветовала ему молиться, когда у него на сердце тоска, сказав, что ничто не помогает так, как искренняя молитва к Богу. Лермонтов, очевидно, последовал ее совету.

Сложно сказать, легко ли было человеку, во всеуслышание заявляющему о своем скептицизме и безверии, создателю прекрасного «Демона» обратиться к Богу от чистого сердца. Однако вскоре рождается «Молитва», которую можно назвать образцом прекраснейшей христианской лирики.

Стихотворение сразу же обрело огромную популярность, и до сих пор считается одним из самых известных в поэтическом наследии Лермонтова. А в 1855 г. слова его были положены на музыку композитором М. Глинкой, так возник романс.

Тема и идея стихотворения

Описание стиха «Молитва» может выглядеть следующим образом: в нем изображается столкновение лирического героя с суровым и трудным миром. Он переживает нелегкий период жизни и находится в смятении. Стихотворение относится к философской лирике, и уже с первых строк в нем задается круг проблем:

«В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть»…

Глагол «теснится», используемый здесь поэтом, передает ощущение безвыходности, узкого пространства, из которого не так-то легко выбраться. И сразу же, в следующих двух строках автор предлагает свое решение:

«Одну молитву чудную

Твержу я наизусть»

Как видим, этим решением становится обращение к Богу, поиск у него утешения и защиты. Не упоминается, какая именно молитва выбрана лирическим героем, да это и не так важно – благодаря недосказанности каждый может представить здесь свои излюбленные строки. Важнее другое – неизъяснимая прелесть этой молитвы, и ее Лермонтов описывает в следующем четверостишии.

«И дышит непонятная,

Святая прелесть в них»

Повторение знакомых слов успокаивает, придает «благодатные силы», о чем и говорится в последних четырех строках:

«С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко…»

Таким образом, перед нами предстает картина духовных исканий и успокоения, найденного в молитве.

Душа очищается слезами покаяния и порывом искренней веры, вот где, по мнению поэта, спасение от сомнений и бед. Лермонтов не кается, не перечисляет свои грехи и не просит заступничества.

Нет, он обретает покой при повторении самой простой молитвы, и этим, глубинным молитвенным чувством делится с читателем.

Можно сказать, что в стихотворении «Молитва» Лермонтов достигает своих творческих высот и раскрывается как зрелый писатель.

Здесь виден поворот к духовности и традиционным ценностям, и в то же время отход от ставших уже привычными идей одиночества, непонятости и демонизма.

В дальнейшем поэт еще не раз обращается к теме религии и народным истокам, что позволяет говорить об этом стихотворении именно как о ключевом моменте в творчестве, а не как о разовом явлении.

Художественные средства

В стихотворение Лермонтова «Молитва» анализ художественных средств имеет не меньшее значение для понимания его идее, чем рассмотрение самого текста. Какими же приемами пользуется автор?

Прежде всего, отметим, что при небольшом объеме стихотворения (три четверостишия), в нем большое количество тропов. Это и эпитеты: «минута жизни трудная», «чудная молитва», «непонятная, святая прелесть», «благодатная сила», и метафоры: «дышит непонятная, святая прелесть в них» и сравнения «с души как бремя скатится».

Все они служат одной цели: передать то возвышенное, приподнятое настроение, в котором находится лирический герой, выразить глубину его переживаний и настроить самого читателя на возвышенный лад.

Обратим внимание на то, что многие слова принадлежат к высокому пласту лексики («бремя», «благодатная»), что указывает на религиозно-философскую направленность произведения. Также Лермонтов использует специфическую поэтическую фонетику, используя ассонансы.

В стихотворении повторяется гласная «у» (13 повторений в первом четверостишии): «В минуту жизни трудную», «Одну молитву чудную», что создает особое, замедленное звучание, напоминающее о неспешном, протяжном чтении в церквях. Также это передает мелодичность речи самой молитвы, как бы заново изливающейся из уст героя.

В последующих четверостишиях акцент переносится на другие гласные, «а» и «э», что символизирует некий подъем, направленность вверх. Для этого же применяются различные стилистические фигуры, как-то повторы: «так легко, легко», синтаксический параллелизм: «И верится, и плачется, / И так легко…».

Стихотворение написано четырехстопным и трехстопным ямбом, рифмовка – перекрестная, точная, попеременно то мужская, то женская.

Значение стихотворения в творчестве Лермонтова

Итак, анализ стихотворения «Молитва» показывает ее художественное своеобразие и подчеркивает универсальность лирического героя для всех читателей: недаром романс на слова Лермонтова пользовался одинаковым успехом как в великосветских салонах, так и у простого народа. Важность этого произведения для творчества Лермонтова в целом неоспорима. Еще многие годы оно остается вершиной русской православной лирики, и лишь в XX в. А. Блоку и С. Есенину удается достичь тех же высот в изображении религиозного чувства.

  • Смысл эпиграфа к поэме «Мцыри»
  • В чем Мцыри видит счастье
  • Краткое содержание «Шинель»
  • Характеристика Хлестакова из «Ревизора»
  • Три дня на воле Мцыри
  • Характеристика Гринёва
  • Сочинение по картине «Первый снег» Попова И.
  • Сюжет и композиция поэмы «Мцыри»
  • О чем мечтают герои комедии «Ревизор»
  • Цель побега Мцыри

Понравилось сочинение? Помоги проекту – жми на кнопку, расскажи друзьям:

Источник: https://xn----7sbfc0arecsg5ai.xn--p1ai/stihotvorenie-po-literature-molitva/

6 книг о молитве

Молитва в классической литературе

Священник Валерий Духанин
Издатель: Ника

Иногда молитву называют разговором с Богом.

Часто мы обращаемся к Нему в тяжкие минуты жизни, и тогда это обращение напоминает крик «Караул!» Книга священника Валерия Духанина «Как научиться правильной молитве», подготовленная по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова), поможет читателю ответить на вопрос о том, как молиться правильно.

На страницах издания подробно и последовательно раскрывается суть молитвы как средства общения с Господом и прикосновения к Божественной благодати на уровне сознания, когда невидимое воспринимается как видимое.

Читатель постепенно понимает, что истинная молитва – это не только и не столько словесное обращение, но глубинное действо. Автор книги – священник Валерий Духанин, кандидат богословия, проректор по учебной работе и преподаватель Николо-Угрешской семинарии, редактор радио «Радонеж» – родился в мае 1976 года. В 1996 г. окончил Московскую духовную семинарию, а в 2000 г. – Московскую духовную академию.

Молитва и жизнь

Митрополит Антоний Сурожский (Блум)
Издатель: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского»

«Молитва и жизнь», книга, ставшая уже классикой духовной литературы, поможет читателю трезво искать единства молитвы и повседневной жизни, собственной внутренней цельности, честно предстоять перед Богом Живым.

О молитве

Митрополит Иларион (Алфеев)
Издатель: Никея

Эта книга дает простые и ясные ответы на вопросы: что такое молитва? Зачем нужно молиться? Как научиться молитве? Пользуясь доступным языком, митрополит Иларион говорит о молитве как о беседе с Богом, о молитве как преодолении расстояния между Богом и человеком, рассказывает о молитве «Отче наш» и молитве Иисусовой, молитве в храме и дома, за живых и усопших, за близких и за врагов. Автор обращается прежде всего к тем, кто только вступил на путь к Богу и к храму и кто на этом пути делает первые шаги.

Господи, научи нас молиться. Личная молитва по преданию святых отцов

Схиархимандрит Гавриил (Бунге)
Издатель: Никея

Современному человеку трудно разглядеть те поразительные возможности, которые открывают нам святоотеческие тексты: «научиться молиться у Господа», то есть молиться, как молились люди Библии и наши отцы по вере, означает не только усвоение определенных текстов, но и всех методов, форм, жестов, при помощи которых молитва обретает подобающее ей выражение.

Кто хочет пребывать в общении с Отцом, может прийти к Нему только по «пути» Сына, который проложили, и сами стали его живой частью, все те отцы в вере, что «правильно шествовали до нас». Глубокий личный опыт молитвы и серьезные знания святоотеческих трудов делают книгу схиархимандрита Гавриила (Бунге) «Господи, научи нас молиться.

Личная молитва по преданию святых отцов» ценным подспорьем всем, кто встал на этот путь. Отец Гавриил более тридцати лет принимает людей в Крестовоздвиженском скиту в Швейцарских Альпах.

Известный богослов, патролог, автор множества книг, некоторые из которых переведены на русский язык, он всегда видел в восточном христианстве подлинную жизнь и двигался к ней, приняв Православие со словами: «Я хочу умереть в общении с Истиной».

Молитва Господня

Митрополит Вениамин (Федченков)
Издатель: Сибирская Благозвонница

Книга «Молитва Господня» не так давно была доступна лишь инокам Псково-Печерского монастыря, поскольку машинописный экземпляр ее находился в келье у одного из старцев обители.

Автор книги, митрополит Вениамин (Федченков; 1880—1961), — выдающийся иерарх Русской Православной Церкви — прожил долгую, нелегкую, но интересную жизнь, всецело отданную служению Богу, Святой Церкви и народу Божию.

Живая вера в Бога, в заступничество Божией Матери и святых дышат в каждой строчке творений Владыки.

Молитва Господня. Опыт толкования. Письма к Евреям. Христианизация еврейского народа в книге “Деяния святых апостолов”

Митрополит Вениамин (Федченков)
Издатель: Правило веры

Название этому тому дало произведение митрополита Вениамина «Толкование Молитвы Господней». Сам молитвенник, Владыка с грустью отмечает, что люди стали меньше молиться. Молитва исчезает из жизни.

Даже верующие люди уделяют ей мало времени.

Размышляя об этом, митрополит Вениамин разбирает Молитву Господню, общую для всех христиан, Молитву, которую дал миру Сам Спаситель наш Иисус Христос, указав человечеству, как и о чем нужно молиться.

В православной Церкви известны толкования Молитвы Господней святыми отцами, где изъясняются все прошения и даже отдельные слова.

Митрополит Вениамин задался целью вскрыть ее основную мысль, исходя из того, что, данная Самим Господом, она представляет собой нечто цельное и всеохватывающее. Ее суть Владыка выразил словами: всё – к Богу и всё – от Бога.

Она вводит нашу душу в непосредственное общение с Богом, «единым центром всего и для всего, как на небе, так и на земле». Работа написана в 1954 г. Публикуется по авторской машинописи.

Дополняется книга «Письмами к евреям», содержащими разбор «Деяний апостолов», где раскрывается тема христианизации еврейского народа. Начав с писем 1930-х гг.

конкретному лицу о необходимости крещения, Владыка, решив опубликовать их в 1951 г., уже не приспосабливается к неверию своего адресата, и пишет верующему о вере – основной теме всех своих сочинений.

Работа впервые опубликована в 1994 г. в журнале «Христианос» (Рига).

Источник: https://pravchtenie.ru/podborki/6-knig-o-molitve/

Молитвы русских поэтов ХХ –ХХІ

Молитва в классической литературе

 Молитвы Русских поэтов. Именно так называется только что выпущенная  московским издательством «Вече»  к тысячелетию русской поэзии  более чем тысячестраничная Антология, издание которой осуществлено по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.

Свыше четырехсот пятидесяти авторов включил в Антологию ее составитель В.И.Калугин.

«Стихи — это молитвы» — в этой дневниковой записи Александра Блока, датированной 1902 годом, выражена одна из основных черт русской поэзии, начиная с первых молитвословий митрополита Иллариона, Феодосия Печерского, Кирилла Туровского –трех поэтов-иноков, причисленных к лику святых. Молитвы как поэтический жанр существуют в русской поэзии уже десять столетий. Молитвенные шедевры Ломоносова и Державина, Пушкина и Лермонтова, Алексея Толстого и К.Р. (Константина Романова) –высшее воплощение вековых традиций.

В Антологии впервые представлена новохристианская поэзия ХХ века. Через круги гулаговского ада прошли новохристианские поэты Даниил Андреев, Лев Карсавин, Александр Солодовников, Наталья Ануфриева…

Широко представлены в книге молитвы выдающихся поэтов Серебряного века и Русского зарубежья –Блока, Брюсова, Есенина, Мережковского, Гиппиус, Сологуба, Пастернака, Елагина, Терапиано — это именно новохристианская поэзия, которой суждено было возродиться в конце ХХ века и стать одним из самых ярких поэтических явлений начала нового тысячелетия.

Из авторов, живущих в Белоруссии, чести быть включенными в столь престижное издание удостоились всего двое Анатолий Аврутин и Татьяна Дашкевич. С чем мы их от всего сердца и поздравляем. Несколько лет назад ушел из жизни еще один русский поэт, немало лет проживший на белорусской земле — Николай Шипилов, супруг Татьяны Дашкевич. Его стихи также представлены в книге.

Заметим, что настоящее издание Антологиии является уже вторым, расширенным и дополненным. В первым же, увидевшем свет несколько лет назад, были представлены Вениамин Блаженный (Блаженных) и Михаил Шелехов, имена которых на сей раз почему-то выпали из числа авторов…

Обращает на себя внимание тот факт, что все упомянутые авторы из Белоруссии входят в число поэтов, включенных и в вывешенную на сайте «Западная Русь» Антологию западнорусской поэзии, что еще раз подтверждает правильность нашего выбора.

Напоминаем, что 22 апреля в 18.30. (Дворце искусств; ул. Козлова, 3) состоится концерт духовной поэзии и авторской песни «В ожидании Светлого дня» в котором примут участие и поэты, чьи произведения вошли в сборник «Молитвы русских поэтов ХХ –ХХІ».

От всей души поздравляя Анатолия Аврутина и Татьяну Дашкевич, представляем Вашему вниманию их стихотворения из Антологии «Молитвы русских поэтов».


МОЛИТВА

Охрани меня, Боже, когда от Тебя вдалеке,

Не могу перейти я холодную, быструю реку,

И вселенская скорбь все стекает по впалой щеке,

Вымывая из душ то, что Богом дано человеку.

Охрани меня, Боже, от жизни по чьим-то часам,

От фальшивых молитв охрани меня, праведный Боже.

Я часы и молитвы доверчивым людям отдам

За гуденье травы и нескорое смертное ложе.

Охрани меня, Боже!.. Потом я тебя охраню

От носящих змею вместо сердца под черной сутаной,

Твоим именем, Боже, безвинных предавших огню

И поровших старух под галденье толпы полупьяной.

Охрани меня, Боже, от искуса и нищеты,

Ты меня создавал как подобье свое… По дорогам

Поброди Человеком, в песке оставляя следы,

И позволь мне себя хоть мгновенье почувствовать Богом.

***

Бледное солнце– наследие августа,

Женщины в серых платках без прикрас.

Я же молю: «Упаси их, пожалуйста,

Благослови же их, Яблочный Спас!»

Пусть, как их бабушки, бродят с авоськами,

Пусть пунцовеют, коль им — о любви,

Пусть величаются Маньками, Фроськами…

Спасе!.. Пожалуйста, благослови!

Яблоки сложат в кошелочки белые,

Смотришь — кошелки уже и полны.

Спелые груди, как яблоки спелые,

Только во взглядах — вина без вины.

И выступают походкою кроткою

К Храму, на час отойдя от печи.

Ходят такою же кроткой походкою

Белые ангелы в черной ночи.

Только у ангелов жизнь — не мучение,

Им ли, средь ужаса и суеты,

Стирку заканчивать по возвращении

И все стоять и стоять у плиты?

После — в осколок зеркальный украдкою

Глянуть, поняв, что бег времени — лют.

Сладкие яблоки… Время несладкое…

Русские женщины к Храму идут.

 В неделю жен-мироносиц

Жизнь мне усладил, Христе,

Не забуду утро это.

Пусто в Храме. На кресте

Альфа и Омега света.

Пели мы вчера: «Воскрес!»,

В животе внимал малютка,

А сегодня — снова крест,

Мне и радостно, и жутко.

Скоро женщины пришли,

Все с цветочными дарами.

На коленях, как могли,

Убирали пол во Храме.

Коврики да рушники…

Человек здесь тихий, бедный.

Потихоньку бедняки

Собираются к обедне.

Потихоньку рассвело.

Говорят:

–Христос воскресе!

И не верится,что зло

Есть на свете, Тихий Свете.

Сердце радостью свело,

Что легло к нему, не знаю.

Может, ангела крыло,

Или пяточка родная.

Покров

Я устала… Может, я пропала.

Только Бог меня и уберег.

Но, скажите, разве это мало,

Если рядом — вездесущий Бог?

Если рядом с грешницей такою

Кто-то ясно вымолвит без слов:

–Дай, дитя, тебя платком покрою…

И тихонько развернет Покров

Уважаемые посетители! На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.

Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.

Источник: https://zapadrus.su/ruslit/uslitnew/743-molitvy-russkikh-poetov-khkh-khkhi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.