Молитва в стихотворениях великих поэтов

Молитва в русской поэзии

Молитва в стихотворениях великих поэтов

Самым удивительным свойством лирического произведения является его способность проникать в душу читателя и пробуждать, вызывать в ней самые глубокие, самые разные сильные чувства. Одним из таких чувств является упование на Бога, вера в него и ощущение его бытия.

Часто в процессе изучения лирических произведений выделяются следующие виды лирики:

  • пейзажная
  • любовная
  • философская
  • молитвенная.

В молитвенной лирике отражается духовная сторона жизни ее авторов. И этим опытом духовной жизни поэта, который он запечатлел в своих произведениях, могут воспользоваться читатели современности, которые испытывают так называемую «духовную жажду» и которые стремятся к духовному совершенствованию, самопознанию.

Стихотворения, в которых затронута тема молитвы, есть практически у каждого русского поэта. Эти стихотворения по праву можно назвать жемчужинами русской духовной поэзии, ведь они имеют свойство исцелять человеческие души, которые измотаны и измучены постоянными житейскими невзгодами.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Отличительной чертой русского человека прошлых веков является набожность, о чем свидетельствуют народные пословицы.

Посредством молитвы происходит соединение человека с Богом, молитва укрепляет дух человека, и у него появляются силы к преодолению трудностей и невзгод, выпавших на его долю.

Человек постоянно обращается к молитве, которая является источником силы, мудрости. Память о молитве не удалось искоренить даже за десятилетия атеизма. Обращение к молитве сохранилось в речевом этикете, в языке.

Молитва в творчестве А. С. Пушкина

Что касается молитвы в произведениях русских поэтов, то в качестве примера можно привести лирику А. С. Пушкина. поэт в годы молодости страдал от чувства безверия, однако в зрелые годы в его душе созреет вера в Бога.

Во многом этому способствовала ссылка в Михайловской, где вдали от светских развлечений у поэта было достаточно времени на то, чтобы заглянуть в свою душу, в душу русского народа.

В этот период поэт много занимался самообразованием и самосовершенствованием.

Именно в Михайловской ссылке поэт впервые вошел в непосредственное общение с церковью. Поэт наблюдал тесную духовную связь и связь нравственную народа со Святогорским монастырем. Пушкин много читал древние летописи и Карамзина.

Все это способствовало его осознанию того величайшего духовного влияния, которая оказывала на народ вера в Бога. Чтение жития святых затягивает поэта, а Евангелие глубоко тронуло его душу. И с этого момента он видит истинную поэзию в молитве и в Евангелие.

Затем он напишет поэтическое переложение самой важной молитвы христиан «Отче наш», где он очень точно передал слова молитвы.

А в своем стихотворении «Отцы пустынники и жены непорочны» Пушкин признается, что любимой его молитвой является великопостная, которая читается в течение Великого поста.

Эта молитва вдохновила поэта на одно из лучших его произведений.

Замечание 1

Возможно, Пушкин видел сходство между собой и воспетым в произведении пустынником. Основанием этому предположению является стихотворение «Воспоминание», где поэт выражает нравственную муку человека, который тяжело страдает от бремени совершенных грехов.

В лирическом герое этого стихотворения читатель узнает самого А. С. Пушкина. поэт, как и герой этого произведения, по ночам часто переживал о совершенных им грехах.

В стихотворении «Отцы пустынники и жены непорочны» в первой части поэт рассуждает о молитве. Вторая часть стихотворения – это сама молитва. Лирический герой этого произведения признается, что знает многие молитвы, которые позволяют ему преодолевать житейские трудности, однако наиболее близка ему великопостная молитва, в которой упоминаются грехи, от которых ему бы хотелось освободиться.

Герой стихотворения просит у Бога помощи увидеть собственные грехи. Он молится о смирении, любви, целомудрии, терпении, которые являются христианскими добродетелями. Без этих добродетелей невозможно даже представить духовный рост человека. любовь – это трепетное чувство к своему ближнему, благоговейное отношение к Богу.

Именно это стихотворение, которое было написано в 1836 году, отражает духовное состояние А. С. Пушкина на тот момент. Оно является свидетельством того, что христианские идеалы для поэта стали нравственным ориентиром. Поэт перед смертью исповедался в своих грехах, причастился, благословил своих детей.

Молитва в поэзии М. Ю. Лермонтова

Еще одним из самых ярких примеров отношения к молитве в русской поэзии является произведение М. Ю. Лермонтова «Молитва». Это стихотворение поэт написал в 1838 году. В этом стихотворении поэт делится с читателем своим опытом духовной жизни, рассказывая о чудодейственной силе молитвы.

В лирическом герое стихотворения каждый читатель легко узнает самого поэта. Кроме того, ясно отражается и причина, по которой он обращается к молитве. Причина эта заключается в жизненных трудностях, которых у поэта было много.

Лермонтов рано лишился матери, был разлучен с отцом, испытывал сильные безответные чувства. Всю жизнь его преследует ощущение одиночества, которое является одним из главных мотивов лирики Лермонтова. Это чувство одиночества очень мучительно для поэта, оно вызывает грусть и тоску.

Для того, чтобы как-то избавиться от этой невыносимой душевной муки, Лермонтов с молитвой обращается к Богу.

В этом произведении можно выделить три смысловые части. Каждая из этих частей соответствует строфе:

  • В первой строфе описывается душевное состояние лирического героя, который в трудную минуту обращается к Богу.
  • Вторая строфа свидетельствует об огромной, непонятной человеческому разуму, великой силе молитвы.
  • В третьей строфе поэт говорит о том великом чуде, которое произошло как ответ на чистосердечную молитву. Не возникает сомнений в том, что утраченная вера снова обретена героем, и от этого на душе становится легко.

Это всего лишь несколько примеров обращения поэтов к молитве. В творчестве каждого поэта есть подобные произведения, где он в сложные минуты своей жизни обращается к великой силе молитвы.

Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/molitva_v_russkoy_poezii/

Молитвы русских поэтов ХХ –ХХІ

Молитва в стихотворениях великих поэтов

 Молитвы Русских поэтов. Именно так называется только что выпущенная  московским издательством «Вече»  к тысячелетию русской поэзии  более чем тысячестраничная Антология, издание которой осуществлено по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.

Свыше четырехсот пятидесяти авторов включил в Антологию ее составитель В.И.Калугин.

«Стихи — это молитвы» — в этой дневниковой записи Александра Блока, датированной 1902 годом, выражена одна из основных черт русской поэзии, начиная с первых молитвословий митрополита Иллариона, Феодосия Печерского, Кирилла Туровского –трех поэтов-иноков, причисленных к лику святых. Молитвы как поэтический жанр существуют в русской поэзии уже десять столетий. Молитвенные шедевры Ломоносова и Державина, Пушкина и Лермонтова, Алексея Толстого и К.Р. (Константина Романова) –высшее воплощение вековых традиций.

В Антологии впервые представлена новохристианская поэзия ХХ века. Через круги гулаговского ада прошли новохристианские поэты Даниил Андреев, Лев Карсавин, Александр Солодовников, Наталья Ануфриева…

Широко представлены в книге молитвы выдающихся поэтов Серебряного века и Русского зарубежья –Блока, Брюсова, Есенина, Мережковского, Гиппиус, Сологуба, Пастернака, Елагина, Терапиано — это именно новохристианская поэзия, которой суждено было возродиться в конце ХХ века и стать одним из самых ярких поэтических явлений начала нового тысячелетия.

Из авторов, живущих в Белоруссии, чести быть включенными в столь престижное издание удостоились всего двое Анатолий Аврутин и Татьяна Дашкевич. С чем мы их от всего сердца и поздравляем. Несколько лет назад ушел из жизни еще один русский поэт, немало лет проживший на белорусской земле — Николай Шипилов, супруг Татьяны Дашкевич. Его стихи также представлены в книге.

Заметим, что настоящее издание Антологиии является уже вторым, расширенным и дополненным. В первым же, увидевшем свет несколько лет назад, были представлены Вениамин Блаженный (Блаженных) и Михаил Шелехов, имена которых на сей раз почему-то выпали из числа авторов…

Обращает на себя внимание тот факт, что все упомянутые авторы из Белоруссии входят в число поэтов, включенных и в вывешенную на сайте «Западная Русь» Антологию западнорусской поэзии, что еще раз подтверждает правильность нашего выбора.

Напоминаем, что 22 апреля в 18.30. (Дворце искусств; ул. Козлова, 3) состоится концерт духовной поэзии и авторской песни «В ожидании Светлого дня» в котором примут участие и поэты, чьи произведения вошли в сборник «Молитвы русских поэтов ХХ –ХХІ».

От всей души поздравляя Анатолия Аврутина и Татьяну Дашкевич, представляем Вашему вниманию их стихотворения из Антологии «Молитвы русских поэтов».


МОЛИТВА

Охрани меня, Боже, когда от Тебя вдалеке,

Не могу перейти я холодную, быструю реку,

И вселенская скорбь все стекает по впалой щеке,

Вымывая из душ то, что Богом дано человеку.

Охрани меня, Боже, от жизни по чьим-то часам,

От фальшивых молитв охрани меня, праведный Боже.

Я часы и молитвы доверчивым людям отдам

За гуденье травы и нескорое смертное ложе.

Охрани меня, Боже!.. Потом я тебя охраню

От носящих змею вместо сердца под черной сутаной,

Твоим именем, Боже, безвинных предавших огню

И поровших старух под галденье толпы полупьяной.

Охрани меня, Боже, от искуса и нищеты,

Ты меня создавал как подобье свое… По дорогам

Поброди Человеком, в песке оставляя следы,

И позволь мне себя хоть мгновенье почувствовать Богом.

***

Бледное солнце– наследие августа,

Женщины в серых платках без прикрас.

Я же молю: «Упаси их, пожалуйста,

Благослови же их, Яблочный Спас!»

Пусть, как их бабушки, бродят с авоськами,

Пусть пунцовеют, коль им — о любви,

Пусть величаются Маньками, Фроськами…

Спасе!.. Пожалуйста, благослови!

Яблоки сложат в кошелочки белые,

Смотришь — кошелки уже и полны.

Спелые груди, как яблоки спелые,

Только во взглядах — вина без вины.

И выступают походкою кроткою

К Храму, на час отойдя от печи.

Ходят такою же кроткой походкою

Белые ангелы в черной ночи.

Только у ангелов жизнь — не мучение,

Им ли, средь ужаса и суеты,

Стирку заканчивать по возвращении

И все стоять и стоять у плиты?

После — в осколок зеркальный украдкою

Глянуть, поняв, что бег времени — лют.

Сладкие яблоки… Время несладкое…

Русские женщины к Храму идут.

 В неделю жен-мироносиц

Жизнь мне усладил, Христе,

Не забуду утро это.

Пусто в Храме. На кресте

Альфа и Омега света.

Пели мы вчера: «Воскрес!»,

В животе внимал малютка,

А сегодня — снова крест,

Мне и радостно, и жутко.

Скоро женщины пришли,

Все с цветочными дарами.

На коленях, как могли,

Убирали пол во Храме.

Коврики да рушники…

Человек здесь тихий, бедный.

Потихоньку бедняки

Собираются к обедне.

Потихоньку рассвело.

Говорят:

–Христос воскресе!

И не верится,что зло

Есть на свете, Тихий Свете.

Сердце радостью свело,

Что легло к нему, не знаю.

Может, ангела крыло,

Или пяточка родная.

Покров

Я устала… Может, я пропала.

Только Бог меня и уберег.

Но, скажите, разве это мало,

Если рядом — вездесущий Бог?

Если рядом с грешницей такою

Кто-то ясно вымолвит без слов:

–Дай, дитя, тебя платком покрою…

И тихонько развернет Покров

Уважаемые посетители! На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.

Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.

Источник: https://zapadrus.su/ruslit/uslitnew/743-molitvy-russkikh-poetov-khkh-khkhi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.