Молитва в японии

Религия в Японии

Молитва в японии

В большинстве статей, посвященных Японии, упоминается о присущем японскому обществу религиозном синкретизме. И о том удивительном факте, что согласно опросам и переписям населения число сторонников синтоизма составляет 84% населения, буддизма – 71%. А еще ведь в Японии живут почти 3 миллиона христиан, есть последователи различных сект. Это не путаница и не арифметическая ошибка.

Для японцев совершенно естественно молиться в синтоистском храме, венчаться по христианскому обычаю в церкви, а прощаться с близким человеком навсегда – в буддистском.

Это и есть пример религиозного синкретизма – соединения в жизни человека и всего общества различных религиозных положений и их взаимного влияния. Речь идет, прежде всего, о синтоизме и буддизме.

Такое соединение и взаимовлияние порождают веротерпимость, уважительное отношение к чужим религиозным взглядам.

У японского общества есть печальный опыт кровавой религиозной войны в VI веке между сторонниками общепринятого тогда культа предков синто (синтоизма) и поборниками проникшего с Корейского полуострова буддизма. В действительности, эта была

борьба двух могущественных родов Мононобэ и Сога за власть в стране. Победил тогда род Сога, буддизм был провозглашен государственной религией. Ради победы «правильной» новой религии Сога не пожалели даже императора. На престол впервые в истории Японии была возведена женщина по имени Суйко, а принцем-регентом стал ее племянник Сётоку.

Он был ярым сторонником рода Сога и буддизма, правителем, основавшим в стране несколько десятков буддистских храмов. И человеком, добровольно оставившим пост принца-регента и проведшим последние 15 лет своей в жизни в молитвах в храмовом комплексе Хорюдзи.

Самое любопытное, что основы религиозной терпимости заложил в японском обществе именно принц Сётоку. Поддержав «буддистскую» группировку и поднявшись благодаря ее победе на самую вершину власти, он осознал размер возможной катастрофы для страны в случае продолжения религиозной резни.

Принц предпринял попытки примирить победителей с оставшимися в живых синтоистами. Ему принадлежит фраза: «Буддизм – это ветви на дереве синто, а конфуцианство – листья на этих ветвях».

Религия в Японии. Синтоизм

Культ предков синто (синтоизм) – это японская национальная религия, в отличие от привнесенного в страну буддизма или христианства.

Название этой религии «синто»(神道) пишется двумя иероглифами, первый из которых означает «божество», второй – «путь», а вместе «путь богов». Согласно мифологии синто, японские острова создала супружеская пара божеств Идзанаги и Идзанами.

Их дочь Аматэрасу, богиня Солнца, отправила на Землю своего внука Ниниги, завещав его потомкам править Страной восходящего солнца до скончания веков. Завет был скреплен передачей символов власти императоров Японии.

Эти символы – меч, ожерелье и зеркало – сохранились в синтоистском храме Исе до наших дней. Выполнить завет смог правнук Ниниги по имени Дзимму-тэнно, который стал первым императором, основав государство в 660 году до н.э. в завоеванной им священной местности Ямато.

Отсюда следует догмат об исключительности Японии и божественном происхождении императорского рода.

У древних японцев был культ обожествления усопших предков и окружающей природы. Божествами (их называли «ками» 神) могли стать деревья, реки, озера, горы, явления природы.

Чтобы указать, что это ками, японцы ограждали место его нахождения канатом, который украшали бумажными флажками белого цвета. Канат плели из рисовой соломы. Ками можно задобрить жертвоприношениями и выполнением ритуальных обрядов.

Чтобы ками обратили на человека внимание, он должен перед алтарем дважды хлопнуть в ладоши.

Богов и духов в синтоизме великое множество. Каждый японец ведет свое происхождение от одного из этих духов. После смерти японца его душа может превратиться в ками, но только при определенных обстоятельствах.

Для нас покажется странным и необычным, однако в синтоизме не существует канонических книг. У каждого синтоистского святилища свои предписания, свои мифы. В других святилищах о них могут просто не знать. В исторической летописи «Кодзики», которая написана на смеси китайского и японского языков и датируется VIII веком, собрана часть общих мифов синто.

Летопись создавалась на основе преданий, которые до этого передавались из уст в уста. В «Кодзики» впервые озвучена мысль о божественном происхождении микадо (императора) и о превосходстве японцев над другими народами. Часть мифов попала в знаменитые «Нихон Сёки» («Записанные кистью анналы Японии»).

Любопытно, что анналы и мифология японские, но записаны они на китайском языке.

Синто проникнут националистическим духом. Божественное происхождение имеет только японская нация, в силу этого остальное человечество исповедовать синтоизм не может.

Целью жизни последователя культа синто должно стать осуществление идеалов предков. А предки видели это в духовном слиянии с божеством при помощи молитв и обрядов.

Таким путем спасения души можно достичь уже в нашем, а не в потустороннем мире.

После «Реставрации Мэйдзи» синтоизм в 1868 году провозглашается государственной религией. Создается министерство по делам синто. Главным культом провозглашается культ микадо.

Для поддержания боевого духа своих солдат в начавшихся войнах с Россией и Китаем погибших бойцов стали сразу объявлять ками. К чему это все привело, общеизвестно.

После капитуляции император отказался от своего божественного происхождения, а синтоизм по новой конституции стал одной из религий.

Составляющие службы в синтоистском храме: очищение (хараи), жертвоприношение (синсей), молитва (норито), возлияние. Таких храмов в стране насчитывается более 80 тысяч. Обычно храмы посвящают одному ками, но есть и такие, где почитаются несколько ками.

Построены храмы в очень живописных местах. Есть святилища, которые не имеют построек. Это участки, замощенные галькой и огороженные соломенным канатом.

Перед входом на территорию основного строения в храмовом комплексе (оно называется «хондэн») обязательно ставят так называемое «тории»(鳥居). Это сооружение, похожее на ворота.

Когда-то боги выманивали скрывшуюся в небесном гроте богиню Аматэрасу, отчего весь мир погрузился в темноту, с помощью петухов. Петухов посадили перед гротом на насест, который со временем принял у японцев форму тории.

Отправляют службу в храмах священники, которых называют «каннуси». Их готовят два университета. Раньше должности каннуси передавались по наследству. В храме каннуси одевают белое кимоно, белую или цветную плиссированную юбку и черную шапочку.

Давайте прогуляемся по одному замечательному храму в Киото!

Религия в Японии. Буддизм

Буддизм проник на территорию Японии в VI веке из Кореи. В ту далекую эпоху государство Ямато поддерживало одно из корейских государств в войнах с соседями. По преданиям, именно тогда на острова прибыло несколько буддистских монахов.

Безусловно, влияние на благосклонное восприятие буддизма частью японской знати был тот факт, что эта религия уже укоренилась к тому времени в Китае.

Так сложилось исторически, что «японский» буддизм сложился из соединения буддистских идей, мифов синтоизма и японской культуры.

Неожиданно появившийся в жизни страны буддизм был использован одной из дворцовых группировок во главе с родом Сога для укрепления своих позиций при дворе императора.

Сога настолько вошли во вкус, что этим не ограничились, императора убили и фактически захватили власть в стране.

В самом начале VII века Сётоку объявил своим указом, что отныне все японцы должны почитать три новые святыни: Будду, дхарму (учение) и сангху (община, храм). В 685 году императорским указом буддизм фактически объявлялся государственной религией.

«Равновесие» в положении двух религий власти страны установили только к концу VIII века, повелев буддистским монахам и синтоистским каннуси совместно проводить богослужения и вместе участвовать в празднествах. Было также объявлено, что старые божества культа синто – это перевоплощение буддистских богов, а некоторые из ками смогли достичь просветления, то есть объявлялись бодхисатвами.

В Японии буддизм получился очень «пестрым»: постоянно возникали, исчезали все новые секты. Самой известной стала разновидность буддизма «дзэн-буддизм». Ее догматы во многом совпадают с догматами китайского чань-буддизма. Цель человека – достижение просветления (сатори). Это возможно только путем духовного общения.

Со временем буддистские монастыри превратились в серьезную силу. Начались стычки, а потом и настоящие войны монастырей между собой и с феодалами. Япония погрузилось в эпоху Смутного времени.

В попытке положить конец смуте и снова объединить страну крупный феодал Ода Нобунага умело воспользовался преимуществами огнестрельного оружия, которое стал получать от первых проникших в Японию европейцев, и нанес удар по многочисленным недругам и по буддийским монастырям.

В них он видел одну из причин раздробленности страны. Он не только нападал и разрушал самые крупные и богатые из них, но и приказал истреблять буддистских монахов. Счет шел на десятки тысяч убитых и замученных.

Буддизм перестал существовать как политическая сила, с которой власти раньше должны были считаться, и стал инструментом управления в руках правителей эпохи Токугава.

Однако с упадком последнего в истории сёгуната пришла в упадок и буддийская церковь. Окончательно буддизм лишился своего привилегированного положения в Японии с началом «Реставрации Мэйдзи».

Религия в Японии. Христианство

Появление на островах первых европейцев, привезенное ими огнестрельное оружие сыграло заметную роль в истории Японии. Именно благодаря поддержке европейцев Ода Нобунага стал одерживать свои победы. Он был близок к объединению страны, но был убит.

К этому моменту в Японии активно продвигали христианство многочисленные миссионеры, в том числе иезуиты. Остров Кюсю фактически стал христианским – новую религию приняли местные феодалы.

Такое сверх активное проникновение не понравилось новым властям, которые взяли курс на самоизоляцию стран от чуждых и вредных иностранных влияний. Иностранцы были изгнаны из страны, отныне им разрешалось торговать только в строго ограниченных местах под контролем сёгунов.

Миссионеров убили, христианство запретили. Победивший клан видел в нем инструмент влияния европейских держав. В ответ вспыхнули восстания в «христианских» областях. Власти смогли быстро и с невиданной жестокостью подавить.

Когда контакты под дулами пушек «черных кораблей» американского командора Перри возобновились в 1853 году, новую волну миссионеров (теперь протестантских) массы встретили враждебно, дело часто доходило до их убийства и террористических акций против христианских миссий.

По словам прибывшего в Японию в 1860 году иеромонаха Николая (Касаткина), для японцев иностранцы были просто зверьми, а христианство – злодейской сектой чародеев.

Япония в ту эпоху оставалась последним островком, который еще не захлестнула волна протестантско-католической экспансии.

Христианство было разрешено официально в 1873 году, а уже через два года епископ Николай открывает духовную семинарию. В 1891 году в Токио завершается строительство первого православного Собора Воскресения Христова. На его освящении должен был присутствовать сам наследник русского престола, будущий император Николай II. Однако известное покушение заставило наследника свои планы изменить.

Несмотря на довольно многочисленное число христиан в современной Японии (звучат разные цифры от 2 до 3 миллионов человек), отношение японского общества к этой религии носит скорее поверхностный характер и ограничивается любопытством. И еще модой. Именно по этой причине проводятся свадьбы в христианских храмах.

Секты в Японии

Когда разговор заходит о сектах в Японии, сразу вспоминается печально известная Аум Синрикё.

Создал ее Сёко Асахаро в 1987 году, а через 8 лет своим террористическим актом в метро японской столицы секта «прославилась» на весь мир. Запрещена во многих странах мира. Кроме… Японии.

Японское правительство не смогло добиться решения суда об объявлении секты вне закона. Новое название – Алеф.

Есть в Японии секта «Учение цветка». За лжепредсказательства, шарлатанство и вымогательство руководство секты пошло под суд, заплатило огромный штраф и сейчас продолжает свою деятельность под названием Yorokobi Kazoku no Wa.

Религия в Японии продолжает играть огромную роль в жизни очень однородного по национальному составу и закрытого японского общества. Многовековая история синтоизма и буддизма оказали огромное влияние на судьбу страны Восходящего солнца. Религия в Японии сильно изменилась, но осталась очень почитаемой.

Если вы читаете данную статью, то, возможно, мечтаете когда-нибудь поехать в Японию. Возможно, вы уже даже выбрали время и место.  Но знаете ли вы, что бОльшая часть населения Страны Восходящего Солнца не говорит по-английски? Чтобы сделать ваше путешествие незабываемым, я бы советовала выучить хотя бы основы японского языка.

Знаете, японцы очень радуются, когда иностранцы говорят им даже самые простые фразы! Как выучить японский язык? Для начала я вам предлагаю вступить в наш Закрытый клуб любителей Японского языка, где вы сможете учиться по таким направлениям, как Разговорный японский язык, Расширение словарного запаса, Изучение ключей японских иероглифов и пр.

Эти знания сделают вашу поездкой незабываемой и помогут завести вам друзей-японцев!

Чтобы узнать больше о нашем основном курсе для начинающих учить японский язык, пройдите по ссылке. 

Источник: http://nihon-go.ru/religiya-v-yaponii/

Молитвы деревьям

Молитва в японии

Однажды, в начале времён, когда Земля была ещё молодой и не застывшей, похожей на медуз, качающихся на волнах, а над высокими небесными полями ходили лишь невидимые духи, случилось так, что на жидкой земле родилось что-то похожее на побеги камыша. Из них появились первые семь поколений богов.

Остров, рожденный в страсти

Дар придать земле форму был дан младшим богам – Идзанаги и жене его Идзанами – от старших богов.

И создали они первый остров Оногоро в бесконечном океане молодой земли, и спустились они на остров Оногоро по небесному мосту Ама-но-уки-хаси, и построили на острове свой дворец, и было им в нём хорошо.

И спросил тогда Идзанаги жену свою: “Как устроено твоё тело?” И ответила тогда Идзанами: “Тело моё устроено так, как ему было велено быть устроенным, но есть в нём одно место, которое чувствует себя недоустроенным”.

И сказал тогда Идзанаги: “И моё тело устроено так, как ему было велено быть устроенным, но есть в нём одна деталь, которая чувствует себя переустроенной. Давай соединим переустроенную деталь моего тела с недоустроенным местом твоего тела, и тогда от нашей любви родится земля”. И ответила тогда Идзанами: “Да будет так!”.

И подошла Идзанами к мужу своему и сказала: – Какой прекрасный мужчина!И подошёл Идзанаги к жене своей и сказал: – Какая прекрасная женщина!

И боги соединились в единой страсти.

Так записано в японском “ветхом завете”, священной книге древних легенд Японии Кодзики, и так, верят японцы, была создана японская земля, создана любовью, страстью и сексом.

Многие воспринимают Японию как страну воинов или как источник современных технологий и обтекаемых воздухом быстрых машин. Но это только вершинки айсберга, Япония – нечто гораздо большее.

Уже не одну сотню лет жители японских островов внимательно следят за западной культурой, изучают её и учатся на её ошибках (и, надеюсь, достижениях).

Проникновение японской культуры началось совсем недавно. Например, Япония производит самое большое количество в мире мультиков и комиксов – гораздо больше, чем даже Америка, – но мы и наши дети только-только начинаем о них узнавать.

Однако скрытые пласты японской культуры больше, чем можно вообразить. Японская культура – культура творческого заимствования. Она кажется инопланетной экзотикой, но, на самом деле, почти всё в ней можно проследить в заимствованиях из других стран.

Взять всю письменность из Китая – это был сильный ход. Рамен, гьюзу, даже сам подход есть палочками вместо ложек присутствуют во всех странах Азии.

Тому, кто с этим познакомился впервые в Японии, эти традиции кажутся японской экзотикой, тому, кто в Китае – китайской.

В современном японском языке уже до 30% разговорных слов заимствованы из английского языка. Это, правда, не заметно непосвященным, потому что разобрать их в японском произношении и записи очень сложно, но с этим нам просто не повезло.

Если бы у древних японцев в соседях, с которыми они столкнулись первыми, оказались бы не китайцы, а, например, русские, уверен, что чайная церемония проводилась бы сейчас у самовара, а искусные каллиграфы выводили бы черными кистями аз, буки, веди…

Что в японскую кухню пришло не от китайцев, то пришло от португальцев – табак (табако), хлеб (пан).

Фейерверки, праздники, религия, чай, игра го (хотя мы и называем эту игру ее японским названием, но придумал-то игру китайский император), традиционный календарь, письменность – всё забрали из Китая, часто через Корею, смешали с местным языком и верованиями. В конце концов, даже знаменитая японская школьная форма произошла из матросок, используемых в школах Британии в XIX веке.

И так много-много-много веков в японский котёл собирались и в нём смешивались самые разные культурные приобретения со всего мира, чтобы там, как в пароварке под закрытой крышкой, из всего этого сварилось удивительное блюдо, ингредиентов которого никто из нас не сможет узнать.

Зелёный остров

Когда смотришь на карту, кажется, будто Япония – небольшая страна, но её численность населения сравнима с численностью населения России. Многие слышали, что Япония перенаселена, а города – удивительно тесны. Это только часть правды. Удивительно, но факт – по сей день 67% территории Японии покрыто лесами. Теплый субтропический муссонный климат и горы делают своё дело.

И всё-таки японцам удивительно повезло со своим островом! Горячие источники и высокие горы, моря и полноводные реки. Зимой здесь не слишком холодно, а летом не слишком жарко.

Уныло бредут под палящим жарким солнцем в пустыне Негев и в пустыне Сахара верблюды, а в это время японский крестьянин отдыхает в тени огромных, вечно влажных, густо растущих деревьев, пьёт воду из холодных водопадов.

Кутается в шерстяные носки зимой чукча, японец, наоборот, – все одежды с себя снимает и со стаканом саке в руке ложится в горячую воду онсэна.

На каждой высоте японских гор – свой собственный климат, поэтому здесь растут самые удивительные леса, в которых совсем не знакомая для нас лиана может обвить самую настоящую родную берёзу. В лесах живут олени и обезьяны, тануки, медведи и множество птиц.

Рядом, в Южной Азии, как ни зайдешь в лес, так сразу подстерегают опасности: ядовитые змеи и насекомые, крупные опасные хищники – тигры, львы.

Но широко шагает по лесу японец: ядовитых пауков и мух нет, даже комары и то почти не встречаются, кроме кровососущих блох, живущих в татами.

В то время как на человека в джунглях Малайзии бросаются пиявки, в лесах Японии осыпаются сладкие лепестки дикой горной сакуры (ямазакура). Маленькие лисы и тануки никогда не нападают на зверя крупнее мыши.

Даже местные обезьянки – это не какие-нибудь гориллы, а совсем маленькие симпатичные зверьки, – могут, конечно, нанести вред имуществу, но не человеку. Кинг-Конги в Японии встречаются только в зоопарках и парламенте. А медведи и кабаны в Японии боятся колокольчиков и всячески избегают встреч с людьми.

Совсем недалеко плещется хоть и грязное, но полное рыбой море. В том же море, но у берегов Австралии, акулы выплывают на охоту на людей; здесь под ногами отдыхающих разбегаются только крошечные крабы, акул нет совсем. Одним словом, нет на земле острова дружественнее человеку. Разве что землетрясения иногда случаются.

Остров чудес

Да, Япония – земля богов. Ведь богов, по последним переписям, в Японии уже более 8 миллионов, но точного числа никто не знает: синтоизм – это религия политеистическая. Так или иначе, но боги создали для своего народа многие чудеса.

В античном мире было семь чудес света, но в то время в Европе не знали о существовании японцев. А японцы не знали об античном мире, но на японских островах были свои три чуда (нихон санкей) – три самых прекрасных вида Японии.

Японское чудо номер один – залив, полный крошечных островов в вечнозелёных соснах в Тихом океане на севере Японии, Матсусима. Чудо номер два – Итцукусима – храм на острове во внутреннем море, на юге, недалеко от Хиросимы.

Чудо номер три – небесный мост Аманохасидате в Японском море, по которому Идзанаги и Идзанами спустились на землю. Были эти три чуда известны всегда или придуманы относительно недавно, сейчас сказать трудно.

Предположительно, древний японский путешественник и философ Хаяси Разан был первым, кто записал этот список трёх чудес на бумаге, было это в середине XVII века. Точно известно, что он любил места, где есть море и сосны. Все эти места – чудеса нерукотворные, прекрасные виды природы, живые картинки, с XVII века и по сей день эти три чуда – одни из самых важных направлений внутренних путешествий для японцев.

А кроме чудес природы японцы создали и свои чудеса, нихон санмейжо – три великих замка Японии, нихон санмейэн – три лучших японских сада. Иногда из истории сложно узнать – природа ли создала чудо или люди.

Скалы Хасигуйива в Вакаяма ровно и красиво разделяют половину залива, как недостроенный мост на другую сторону.

Японская легенда гласит, что эти камни появились в заливе однажды ночью, когда знаменитый японский святой Кободайси поспорил с одним чертёнком, кто быстрее построит мост на другой берег.

Договорились они строить ночью и до восхода, но, увидев, как лихо бросает камни Кободайси, чёртик не на шутку испугался, что проиграет. И он пошёл на обман – закричал петухом и, подумав, что восход уже скоро, Кободайси остановился, так и не достроив мост. И теперь люди со всей страны каждый день приходят к этим скалам встречать восход.

По тропам через японские леса, от храма в храм, до сих пор ходят в своих белых одеждах пилигримы, городские и деревенские жители много раз в год собираются на удивительно яркие самобытные фестивали – мацури, и многие до сих пор сохраняют традиции и носят старинные одежды.

Если у вас есть достаточно времени, очень рекомендую пройти по Японии тропой пилигримов, ночевать в храмах, поклоняться горам и деревьям, встречать диких зверей и любоваться водопадами, танцевать на фестивалях – все это абсолютно реально.

И если не просветление, как верят пилигримы, то настоящее удовольствие гарантированы.

Остров огня

Сторонники теории Гайя, названной так в честь греческой богини, верят, что Земля – живой организм. Японцы тоже в это верят. Некоторые теоретики Гайя так же верят, что в Тихом океане жизнь сконцентрирована между двух колец, кольца огня и кольца жизни.

Кольцо огня – гряды подводных вулканов. Казалось бы, действующие вулканы – опасное место для жизни. Однако удивительно то, что морская жизнь также наиболее сконцентрирована в кольце, вплотную обрамляющем кольцо огня. Это – кольцо жизни и они всегда рядом.

Так и в Японии действующие и потухшие вулканы вплотную соседствуют с человеком, к обоюдной пользе. Вулканическая горячая вода – источник онсэнов, традиционных японских бань на открытом воздухе, основное место отдыха японцев. Да что ванна – до сих пор горячие вулканические источники зачастую используются даже для приготовления продуктов – в горячей воде легко сварить и овощи, и яйца.

Остров Кьюсю – легендарное место рождения Японской цивилизации. Именно здесь была построена богами хижина из перьев баклана, в которой родился первый японский император, от которого произошли потом все японцы. Представьте гору Фудзи во всей её гигантской мощи – от основания до снежной верхушки.

Теперь представьте: произошёл взрыв такой силы, что вся гора Фудзи от основания до верхушки сгорела черным пеплом, а основание превратилось в огромную яму – кратер.

То, что вы представили, называется супер-вулкан, в истории нашей земли их было всего 10, и один из них, Асо, находится на острове Кьюсю, примерно в 1150 километрах от Токио, на юге Японии.

Извержение супер-вулкана Асо произошло 90 тысяч лет назад. В результате получился кратер с примерным размером окружности (точный её размер никто не знает) 120 километров.

Это похоже на мультики про динозавров: человек наступает в след динозавра и не понимает, что это отпечаток ступни – настолько след больше размера человека.

В старом кратере поместились несколько деревень, через единственную природную щель в кратере в долину входит водопровод, Интернет, телефон и железная дорога.

Асо перестал быть супер-вулканом, но не заснул. По центру старого кратера выскочили новые, поменьше. Современный Асо – самый большой и самый активный вулкан на Земле. Послужной список Асо (по годам) крупных извержений, зафиксированных человеком, завораживает.

Его регион называется по-японски “огненная земля”.

И как будто японцам еще не хватает огня из вулкана – раз в году, перед тем как сжечь старую траву на склонах, местные жители выбирают девочку моложе 13 лет, которую на месяц запирают одну в специальном святилище поддерживать очаг огня.

О Японии не так уж и просто написать. Богатая история, современное сногсшибательное искусство и технологии, сказки и легенды. Для кого-то это – самое важное. Но для меня это всё – потом. Иногда в Японии в лесах строят храмы.

А иногда – ограничиваются плетёными веревками вокруг стволов деревьев. По этим веревкам каждый знает: в этом дереве живёт древесный бог. Этот бог – главное, он творец этой земли.

Поэтому японцы молятся деревьям, и мой первый рассказ здесь о Японии тоже начался с них.

Китя Карлсон. Фото автора Адрес статьи: http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/globe/163

Источник: http://guide.travel.ru/japan/106639.html

Молитва у японцев

Молитва в японии

Постараемся детально ответить на вопрос: молитва у японцев на сайте: молитва-богу.рф – для наших многоуважаемых читателей.

Синто, или «путь богов» — так стали называть в VI веке древнюю религию синтоизм, чтобы отличать от достигшего Японии буддизма.

Синтоистские божества присутствуют в объектах природы, таких, например, как горы, деревья, скалы необычной формы, даже в звуках. Но синтоизм нечто большее, чем обожествление природы; это сплав поведения, мыслей и путей совершения поступков, который более чем за 2000 лет стал неотъемлемой частью существования японцев.

Синтоизм — это личная вера в коми, общепринятый образ жизни в соответствии с мышлением ками и духовная жизнь, прошедшая через веру в ками и общение с ними. Японцы верят, что они дети своих родителей и ками и поэтому своей жизнью обязаны обществу и природе.

В ответ на получаемые любовь и заботу они обязаны выказывать верность и уважение как обществу, так и природе и продолжать свой род, почитая предков.

На протяжении большей части японской истории синтоизм не играл сколько-нибудь заметной роли в государственной политике.

Все изменилось после Реставрации Мэйдзи 1868 года, когда в целях восстановления культа императора синтоизм был объявлен главной религией, а буддизм отодвинут на второй план.

Это решение положило начало самому зловещему эпизоду религиозной и политической жизни Японии — времени государственного синтоизма.

Государственный синтоизм означал приход крайнего национализма, который господствовал с 1890 по 1945 годы. Мифы о происхождении Японии были возведены в ранг исторических фактов, и всячески пропагандировался постулат о происхождении японцев от божественного императора.

В то же время такие традиционные ценности, как верность, внутренняя собранность, самопожертвование, декларируемые в бусидо (путь воина), поощрялись как лучшие человеческие качества.

Подобные настроения использовались милитаристским режимом 1930-х годов для укрепления чувства национального превосходства японцев. Все это привело к формированию исключительно сплоченной и верной императору нации накануне Вто-рой мировой войны.

После войны императора Хирохито вынудили отречься от своего божественного происхождения; он стал просто главой государства (чисто номинальным), а синтоизм перестал быть государственной религией.

Синтоистские храмы (святилища)

Синтоистские святилища называются дзиндзя (обиталище ками), хотя в названиях можно встретить и окончания -дзингу или -гу. Эти названия и ворота тории — самые верные отличия синтоистских храмов от буддийских. Святилище дает приют ками, которые предпочитают жить в окружении природы, и является местом, где им служат и поклоняются.

Существуют различные стили храмовой архитектуры, но традиционные синтоистские храмы возведены из некрашеного кипарисового дерева и покрыты соломой.

Обращают внимание тиги — скрещенные выступающие балки на концах крыши и кацуоги — короткие брусья, уложенные горизонтально на коньке крыши. Лучшие образцы подобной традиционной архитектуры — Великое святилище Исэ, Идзумо тайся (возле Мацуэ) и токийский Мэйдзи дзингу.

Более поздние сооружения выдают китайское или корейское влияние, так как используют красную и белую краску или другую отделку.

Возможно, наиболее характерным отличительным элементом святилища являются ворота тории, которые символизируют вход из земного мира в духовный. Обычно это простая деревянная конструкция из двух столбов с пересекающими их двумя перекладинами.

Насчитывают 20 основных типов тории, многие из них окрашены в красный цвет. Сегодня их делают и из камня, металла, железобетона, в этих случаях ворота не красят. Слово тории означает «птичий насест», и до 1884 года это была распространенная форма обычных ворот; позже их стали ставить только для святилищ.

Где-нибудь в святилище часто стоит священное дерево, обозначенное витой веревкой (симэнава) с полосками белой бумаги вокруг нее. В старину верили, что это особое жилище некоторых ками.

Сейчас же деревья лишь символизируют божественную силу, которая, как и другие части окружающей природы, помогает человеческому сознанию отрешиться от бренного мира и приблизиться к миру ками.

На территории святилища, ближе к строению, часто можно встретить скульптуры животных и людей; суровые сановники в старинных придворных костюмах с оружием — традиционные японские стражи. Правда, можно обнаружить и собак с львиными головами (кома-ину) или свирепого на вид Нио, явно взятого из буддийского храма.

Другие фигурки могут принадлежать посланникам ками; лисы, например, в святилищах Инари, бога богатых урожаев.

Наконец вы входите в само здание святилища. На входе стоит ящичек для пожертвований, наверху веревка с колоколом или гонгом. Некоторые говорят, что звук колокола отгоняет злых духов, другие — что привлекает внимание ками.

Еще одна симэнава обозначает священное место обитания ками.

Внутри каждого святилища имеются внутренние покои (хондэн), где хранится синтай (святыня). Это священный предмет, указывающий на присутствие ками, и потому он всегда под замком; если его увидят, он потеряет свою чудодейственную силу. В некоторых святилищах роль таких предметов играют зеркала.

В передней части хондэн стоит столик для пожертвований, на котором лежит гохэй, символическое пожертвование из палочек, зигзагообразно обернутых белой бумагой, и очищающих жертвенных палочек (хараигуси). Иногда здесь же, между столиком и святыней, ставится зеркало.

Оно выполняет важную мифологическую и религиозную миссию, так как символизирует не только незамутненное сознание ками, но и искренность верующих, отражая все как есть на самом деле.

В некоторых случаях зеркало само может быть священным предметом; например, зеркало, переданное богиней Аматэрасу ее внуку Ниниги, предположительно хранится в хондэн святилища Исэ дзингу, главного синтоистского храма Японии.

Большие святилища — это обычно целый комплекс сооружений, включающий маленькие святилища, молитвенный зал (хайдэн), павильон для омовения, зал пожертвований, офис и сувенирный магазинчик; жилье для священников, сокровищница и иногда даже сцена-помост для ритуальных танцев, спектаклей театра Но или арена для сумо. Правда, в некоторых случаях святилища — это всего лишь тории и витая веревка вокруг дерева или камня для обозначения священного места обитания коми. Бывает, и целая гора объявляется священной, но это уже редкость.

До конца прошлого века доступ на такие горы (а их в Японии достаточно) женщинам был запрещен. В наши дни лишь на две священные горы — Усиро-яма в префектуре Окаяма и вершина гряды Сандзё-га-Такэ возле Нары — дозволено подниматься женщинам; обе вершины — святыни секты Сюгэндо.

Синтоистские ритуалы и праздники

Японцы молятся по самым разным случаям и выбирают святилище, соответствующее цели молитвы.

Приходят поблагодарить своего местного или родового коми за его покровительство и благодеяния или же помолиться об исполнении важного желания, например о благополучных родах.

Коми иногда «специализируются» в определенных видах благодеяния; поэтому нет смысла идти к коми, отвечающему за здоровье, если вы собираетесь помолиться об успешной сдаче экзамена.

Посещая святилище, постарайтесь выполнить по крайней мере три из четырех элементов синтоистского ритуала. Среди них наиболее важным, пожалуй, является очищение — показатель уважения к коми.

Люди, больные, страдающие от открытых ран, считаются нечистыми, и подразумевается, что они не придут в святилище.

В беседке или просто под навесом для омовения (чаша с водой возле входа) омочите кончики пальцев, затем зачерпните немного воды в ладони и слегка прополощите рот; сплюньте в специальный желоб внизу.

Теперь, после очищения, вы можете пройти непосредственно в святилище и пожертвовать что-нибудь.

Можно просто бросить монетку в ящичек, монетка в 5 иен считается самой счастливой, хотя, если вы просите о чем-то большом, требуются более солидные пожертвования, завернутые в специальную бумагу.

В зависимости от обстоятельств, коми можно ублажить пищей, вином, разными предметами и даже ритуальными танцами (кагура, исполняемая женщинами — служанками святилища) и схватками борцов сумо.

Третий элемент ритуала — молитва. Позвоните в колокол, дернув за веревку; совершите сначала один легкий поклон, затем два глубоких, молитесь, низко поклонитесь более двух раз, хлопните два раза в ладоши на уровне груди и закончите двумя поклонами — низким и легким.

Заключительная стадия ритуала поклонов — священная трапеза, которая обычно следует за специальной службой или праздником. Иногда она принимает форму поглощения еды и напитков, принесенных для коми; для него оставляется символическая доля.

Пиршество начинается с обязательной чашечки сакэ и часто заканчивается бурным весельем и караоке.

В магазинчике при святилище можно купить талисманы (омамори) от всех болезней, бумажки с предсказанием судьбы (омикудзи), которые затем обвязывают вокруг веток дерева, и деревянные дощечки, исполняющие желания (эта), — напишите свое желание и поставьте дощечку в ряд с другими.

Пожалуй, больше всего привлекают японцев и гостей страны жизнерадостные и красочные синтоистские праздники (мацури). У каждого святилища имеется по крайней мере один ежегодный фестиваль, который стоит посетить. Во время празднеств коми символически перемещаются из внутренних покоев святилища в разукрашенные паланкины или маленькие переносные храмы (микоси).

Толпы молодых людей, толкающихся и напирающих друг на друга, носят временные жилища коми по улицам городов, выкрикивая «вассёи, вассёи»; особенно зрелищны синтоистские фестивали в небольших городках.

Все это феерическое действо должно, как утверждают, принести коми счастье, и еще долго после возвращения паланкина в святилище веселье продолжается, подогреваемое алкоголем и песнями под караоке.

Все фото — автора сайта @

Источник: https://xn----7sbebizuhsg3bs.xn--p1ai/molitva_u_yapontsev/

Молитва николай японский

Молитва в японии

Религиозное чтение: молитва николай японский в помощь нашим читателям.

Великий миссионер современности. За полвека его служения в Японской Православной Церкви к 1911 году было 266 общинах, 33017 христиан, 1 архиепископ, 1 епископ, 35 священников, 6 диаконов, 14 учителей пения, 116 проповедников-катихизаторов.

Святитель Николай Японский – покровитель миссионеров, катехизаторов, церковного клира. Ему молятся о помощи в неверии и маловерии сродников и знакомых, о помощи в учебе, изучении языков, о вразумлении и обращения нехристиан и маловеров, о возвращении в лоно Церкви людей, попавших в секты.

Тропарь равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому, глас 4

Апостолов единонравне и сопрестольне, служителю Христов верный и Богомудрый, цевнице избранная Божественнаго Духа, сосуде преизливающийся любве Христовы, Японския земли просветителю, святый Николае, иерарше равноапостольне, молися Живоначальней Троице о всем твоем стаде и о всем мире.

Кондак равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому, глас 4

Странника и пришельца прият тя страна Японская, равноапостолъне святителю Николае, в ней же исперва познал еси себе яко чуждаго, обаче теплоту и свет Христов источая, прелагал еси враги твоя в сыны духовныя, имже раздай благодать Божию, созидал еси Церковь Христову, о ней же ныне молися, и тебе бо сынове ея и дщери взывают: радуйся, пастырю добрый наш.

Молитва святому равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому

О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святый святителю, равноапостольный Николае Японский! Предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, моли спастися обращенным тобою ко Христу, и всея паствы Христовы людем. Упроси Вышняго: страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их Господь да свободит, и да возставит престол православных правителей; верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш, процветание Православия в стране нашей Российстей и в земли Японстей да утвердит. Архиереи благолепием святительства да украсит, монашествующыя к подвигом добраго течения да укрепит: царствующыя грады и вся грады страны добре сохранит. О святителю предивный! Мир весь предстательством твоим умири: от глада, жажды, пагубы и крамолы избави ны, от стихий часто находящих на ны, грех ради наших многих, от тлетворных ветр, губительныя язвы и от нападения иноплеменных сохрани. Старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя и в темнице сидящыя свободи и возврати, немощствующыя исцели, плавающым буди добрый кормчий, и всех везде тепле призывающих тя и с верою притекающих к тебе, и усердно припадающих, и молящихся тебе от клеветы и всяких напастей, враг видимых и невидимых, бед и всякаго зла твоим ходатайством свободи. Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да простит нам вся грехи, от юности содеянныя нами, и в день страшнаго пришествия Его от шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит, да купно с ними славим Единаго в Троице Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Житийная и научно-историческая литература о равноапостольном Николае, архиепископе Японском:

  • Святитель Николай Японский (одно из полных житий святителя) – Александр Чех
  • Равноапостольный Николай архиепископ Японский – полное жизнеописание – Михаил Карпов
  • Не было столь уважаемого в Японии человека, кроме императора – архимандрит Георгий Тертышников
  • Равноапостольный Николай, архиепископ Японский (краткое житие) – Православие.Ru
  • “Святый Николае, иерарше равноапостольне, молися… о всем мире” – Галина Бесстремянная
  • Святитель Николай Японский. Штрихи к психологическому портрету – Владимир Трухин
  • Святитель Николай Японский как миссионер – Владимир Трухин
  • Основатель Православной культуры Японии – Николай Садовский
  • Миссия в Стране Восходящего Солнца – Анастасия Верина
  • Православие в Японии: аромат истории – Элеонора Саблина

Труды святителя Николая Японского:

  • Дневники святителя Николая Японского (1870-1911 гг.) – святитель Николай Японский
  • “Уготови душу твою во искушение” – святитель Николай Японский
  • Недаром нынешние бедствия обрушиваются на Россию, – сама она привлекла их на себя – святитель Николай Японский

Читать другие молитвы раздела “Православный молитвослов”

Источник: https://xn-----6kccgdvsdzky9au.xn--p1ai/molitva-nikolaj-yaponskij/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.